Надежда Александровна Сулейманова
Система работы по формированию основ безопасного поведения детей на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по формированию основ безопасного поведения детей на дороге»
Аннотация. Статья посвящена разработке комплекса мероприятий в
условиях ДОО, направленных на профилактику детского дорожнотранспортного травматизма с использованием интерактивного автогородка.
Ключевые слова: безопасность, автогородок, профилактика, практические
методы и приемы.
Первостепенная задача современного дошкольного образовательного
учреждения является обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника. Социальное образование начинается со знакомства с
Публикация «Система работы по формированию основ безопасного поведения детей на дороге» размещена в разделах
объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается
каждый день и одно из них – это дороги. Правильно научить ребенка вести
себя в опасных ситуациях, одна из важных задач педагога и родителей.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об
осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного
движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить
самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у
него нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому обучение
дошкольников безопасному поведению на дорогах должно соответствовать
современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим
правилам дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного
возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание
постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными
опасностями, в частности на улицах города.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, наш
детский сад постоянно находится поисках новых подходов к моделированию
системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
Но дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров.
К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них
дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение
обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной
лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них
не характерно, - всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для
дошкольников одним из самых эффективных способов привития навыков
безопасного поведения на дорогах является не просто обучение, а
формирование у них навыков безопасного поведения и развитие
познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на
улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь) и
воспитание эмоционально-волевых качеств. Этому способствует
систематическая практика (ключевое слово -практика) т. е.
непосредственно личное участие детей в ситуациях и действиях максимально
приближенных к реальным событиям на улицах и дорогах города.
С этой целью нами был внедрена система практика – ориентированных
мероприятий по созданию и реализации авто городка, как одно из условий
формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улицах под
названием «Дорога и Мы».
Цель: создание организационно-педагогических условий для повышения
уровня компетенций детей по формированию основ безопасного поведения
на дороге, правил дорожного движения;
Основные задачи :
- разработать комплекс мероприятий с использованием детского
Автогородка, направленных на профилактику детского дорожнотранспортного травматизма.
- Совершенствовать компетенции детей по безопасному поведению на
дорогах и улицах города детей
- формировать на базе Автогородка комплекс образовательных мероприятий
по обучению безопасного поведения на дорогах;
- воспитывать транспортную культуру безопасного поведения на дорогах
детей и взрослых ;
- прививать дошкольникам практические навыки безопасного и культурного
поведения на дорогах, а также закрепление их знаний, приобретенных на
организованных занятиях.
Система работы реализуется в виде комплекса мероприятий,
взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных
задач. Для решения поставленных задач на территории детского сада
оборудован детский «Автогородок» двух типов для занятий в летневесенний период и для занятий в осенне-зимний период, что и позволило нам
организовать непрерывный учебный процесс, который позволяет продолжать
прививать навыки безопасного поведения, постоянно подкрепляя знания
практическими упражнениями максимально приближенными к реальной
жизни.
Автогородок весенне-летнего периода размещен на асфальтированной
территории детского сада с разметками пешеходных переходов, тротуаров,
проезжей части, дорожными знаками на подставках, светофором, с
использованием детского колесного транспорта.
Автогородок осенне-зимнего периода размещен в помещении в правом
крыле здания детского сада на третьем этаже, в холле, ведущем к группе №
17 «Рябинка».
Состав и площадь территории учебной зоны детского «Автогородка»
осенне-зимнего периода распределяется на элементы:
№
п / п
Наименование элементов
1
Прорисованная на стенах коридора городская инфраструктура с
дорожной сетью, светофорами, знаками дорожного движения и
транспортом (служебным, общественным и частным)
2 Регулируемый перекресток – 4 полосы движения (выносное
оборудование)
3 Регулируемый перекресток – 2 полосы движения (выносное
оборудование)
4 Пешеходный переход регулируемый / нерегулируемый
Деятельность Автогородка осуществляется последовательно и
классифицируется по трём основным блокам, каждый из которых отражает
работу с такими группами как дети, родители, воспитатели ДОО. Тремя
основными блоками по которым реализует работу «Автогородок», являются:
1. Сопровождение,
2. Практика и профилактика,
3. Мониторинг.
1. Практическое и методическое сопровождение осуществляется в
формате наставничества по вопросам профилактики дорожнотранспортного травматизма для детей, родителей и воспитателей ДОО:
- «Автогородок» оказывает практическую помощь, обеспечивающую
эффективное функционирование целевой системы «дети-безопасностьдорога».
- Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо
научить его безопасному поведению. Чтобы воспитатель смог доступно и
правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная
подготовка сотрудников в разных формах работы. В целях повышения
эффективности работы по профилактике ДДТТ воспитателям оказывается
методическая помощь и поддержка для проведения занятий и мероприятий
с воспитанниками и родителями по правилам безопасного поведения на
дороге.
Предоставляется подборка методических рекомендаций, методического
обеспечения по изучению ПДД, а также ЭОР (электронных образовательных
ресурсов) для работы с детьми по обучению безопасному поведению на
дорогах.
В систему работу включены следующие направления:
1. Познавательная литература.
2. Детская литература.
3. Конспекты занятий по реализации Программы.
4. Сборник стихов, загадок, минуток безопасности, физкультурных пауз
5. Разработки сценариев проведения праздников, игровых программ.
6. Обучающие мультфильмы «Азбука дорожного движения».
7. Дидактические игры и пособия:
• Дидактическое пособие «В стране дорожных знаков»
• Картотека дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по ПДД в
младших группах
• Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения для детей
старшего дошкольного возраста
• Картотека дидактических и подвижных игр по ПДД в подготовительных
группах
• Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения
• Картотека ситуационных задач по ПДД для дошкольников.
• Картотека для детей дошкольного возраста «Сказки о правилах дорожного
движения»
• Картотека здоровье-сберегающих технологий на тему ПДД (физ. минутки,
пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
• Перфокарты (на классификацию дорожных знаков);
• Цветные круги из картона (сигналы светофора для игр на внимание);
• Набор дорожных знаков
• Разрезные картинки («Собери дорожный знак», «Собери транспорт»,
«Собери светофор», «Найди пару»);
• Картинки «Дорожные знаки» (для индивидуальной работы);
• Иллюстрации, картинки (для решения проблемных ситуаций);
• Иллюстрации «Транспорт», «Дорожные знаки»;
• Набор плакатов по Правилам дорожного движения.
- Также «Автогородок» оказывает непосредственную помощь в подготовке
групп ДОО к участию в конкурсах и соревнованиях, используя для этого
площадки и учебно-методический комплекс, оснащённый специальным
инвентарём и оборудованием.
Ресурсное оснащение комплекса «Автогородок»
Оборудование:
1. Учебные памятки:
• В стране дорожных знаков.
2. Плакаты:
• Правила поведения пешехода
• Правила поведения пассажира
• Дорожные знаки
3. Транспортные игрушки (большие автомобили)
4. Транспортные игрушки (мелкие автомобили)
5. Аудио, видео аппаратура
6. Жезл
7. Настольные дидактические игры
8. Жилеты с изображением транспорта
9. Рули
10. Обручи
11. Скакалки
12. Кукла инспектор «Автоша»
13. Кукольный персонаж «Мигалочка»
2. Практическая и профилактическая деятельность по безопасному
дорожному движению и предупреждению ДДТТ.
Целью деятельности по профилактике дорожно-транспортного
травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера
усвоения компетенций, познавательной активности, направленной на
поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение воспитанников в
творческую деятельность. Ежемесячно в «Автогородке» проводится цикл
практических и профилактических мероприятий разного характера и
направленности.
Основные виды деятельности в «Автогородке» :
• Практические и профилактические мероприятия по предупреждению
ДДТТ;
• Массовые мероприятия (соревнования, конкурсы и праздники);
• Акции по пропаганде БДД;
• Беседы, лекции, мастер-классы, индивидуальные консультации,
круглые столы по безопасности дорожного движения и профилактике
дорожно-транспортного травматизма для детей, родителей и
воспитателей
- При подготовке практических и профилактических мероприятий
учитываются разные факторы: возраст, актуальность и доступность темы,
подбор наглядного и предметного материала, литературы. Чем разнообразнее
формы деятельности по профилактике ДДТТ и поведению на дороге, тем
активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка. Все
мероприятия носят практический характер. В основе работы с детьми по
профилактике ДДТТ лежит педагогика сотрудничества.