Ольга Сидорович
Сенсорное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе.
Публикация «Сенсорное развитие детей» размещена в разделах
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры. В процессе умственного развития детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.
Таким образом, дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
На основе обследования предмета формируется соотнесение предмета с сенсорными эталонами.
Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия используются сенсорные тренажеры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они (сенсорные тренажеры) могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.
Сенсорные тренажеры могут быть использованы в работе с детьми по различным программ обучения и воспитания детей.
На первом этапе обучения нужны тренажеры с малым количеством пробок, при овладении моторными навыками количество пробок увеличивается.
На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества пробок, с последующим увеличением.
На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).
Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие –у детей формируется наглядно – образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению.
Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.
Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми надо соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей плохо развита речь.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. С помощью таких тренажеров идет обработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плано ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
Эти развивающие тренажеры можно использовать как занятия в разных возрастных группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, и его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и увлекательным.
Задачи сенсорного развития
Создание эмоционально положительного настроя;
Развитие интереса и побуждение к действиям;
Формирование представлений о предметах:
- формирование способности к обобщению и различению, ориентируясь на внешние качества,
- знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, колючий, шершавый,
Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера):
- формирование простейших приемов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые»;
Знакомство с сенсорными эталонами:
- знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, квадрат, треугольник, цвет;
- формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме;
Развитие мелкой моторики руки:
- формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить);
Формирование навыка совместного выполнения задания:
- формирование навыков культурного общения,
- развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
Формирование и активизация словаря ребенка:
- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия,
- развитие умения отчетливо произносить звуки,
- формирование умения составлять по картинке маленький рассказ;
Развитие восприятия: зрительного, осязательного;
Развитие наглядного- действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).