Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей

Ольга Сидорович
Сенсорное развитие детей

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе.

Публикация «Сенсорное развитие детей» размещена в разделах

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры. В процессе умственного развития детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Таким образом, дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

На основе обследования предмета формируется соотнесение предмета с сенсорными эталонами.

Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия используются сенсорные тренажеры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они (сенсорные тренажеры) могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.

Сенсорные тренажеры могут быть использованы в работе с детьми по различным программ обучения и воспитания детей.

На первом этапе обучения нужны тренажеры с малым количеством пробок, при овладении моторными навыками количество пробок увеличивается.

На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества пробок, с последующим увеличением.

На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).

Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие –у детей формируется наглядно – образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.

Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми надо соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей плохо развита речь.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. С помощью таких тренажеров идет обработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плано ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Эти развивающие тренажеры можно использовать как занятия в разных возрастных группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, и его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и увлекательным.

Задачи сенсорного развития

Создание эмоционально положительного настроя;

Развитие интереса и побуждение к действиям;

Формирование представлений о предметах:

- формирование способности к обобщению и различению, ориентируясь на внешние качества,

- знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, колючий, шершавый,

Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера):

- формирование простейших приемов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые»;

Знакомство с сенсорными эталонами:

- знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, квадрат, треугольник, цвет;

- формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме;

Развитие мелкой моторики руки:

- формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить);

Формирование навыка совместного выполнения задания:

- формирование навыков культурного общения,

- развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка:

- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия,

- развитие умения отчетливо произносить звуки,

- формирование умения составлять по картинке маленький рассказ;

Развитие восприятия: зрительного, осязательного;

Развитие наглядного- действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

Публикации по теме:

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Тренажер для сенсорного развитияТренажер для сенсорного развития сенсорное развитие составляет фундамент для умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей
Опубликовано: 24 августа 2014 в 19:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД