Лукия Дмитриевна
Развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается эффективность развития представлений у детей 5-6 лет о жанровых особенностях сказок посредством создания игры-бродилки. Цель работы - выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки. В качестве ведущих методов исследования выступили теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: раскрыты представления о жанровых особенностях сказок; охарактеризована игра-бродилка как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о жанровых особенностях сказок; представлен проект по использованию игры-бродилки для развитию у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок, и определена его эффективность.
Публикация «Развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки» размещена в разделах
- Игра-ходилка. Настольные игры-бродилки
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: сказка, жанровые особенности сказок, представления, игра, игра-бродилка.
Введение
Дошкольное образование является основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляются особые требований, и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все дошкольные образовательные учреждения. ФГОС ДО является главной основой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, направленных на восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста [6].
В дошкольном образовании широко распространена работа со сказкой, так как ее язык понятен и интересен детям. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие).
Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, в процессе которой, ребенок лучше воспринимает информацию, то использование игры для развития представлений о жанровых особенностях сказок вполне может выступить эффективным методом.
Вместе с тем анализ деятельности педагогов дошкольных учреждений показывает их недостаточную готовность к использованию игр-бродилок в работе с детьми дошкольного возраста
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки.
Цель исследования: выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки.
Объект исследования: процесс развития представлений о жанровых особенностях сказок у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : педагогические условия развития у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки.
Гипотеза исследования:развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок в процессе создания игры-бродилки будет проходить эффективно при следующих педагогических условиях:
выделение с детьми характерных особенностей волшебных сказок, особенностей сказочной речи;
реализация совместного проекта, продуктом которого выступит игра-бродилка;
партнерская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – книгоиздание сказки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о жанровых особенностях сказок
2. Охарактеризовать игру-бродилку как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о жанровых особенностях сказок
3. Создать и апробировать проект, продуктом которого выступит игра-бродилка, направленная на развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования:раскрыты особенности развития представлений у детей старшего дошкольного возраста о жанровых особенностях сказок; охарактеризована игра-бродилка как средство формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о жанровых особенностях сказок.
Практическая значимость исследования: разработана и апробирована игра-бродилка «Любимые сказки» по развитию у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок и определена её эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды следующих ученых:
по проблеме формирования детского словесного творчества, развития связной речи детей дошкольного возраста Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой и др. ;
по теории игровой деятельности дошкольников Л. С. Выготского, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина;
по проблеме восприятия дошкольниками сказок В. А. Левин, Л. Ф. Обухова, Э. В. Померанцева и др.
По решению первой задачи нами был проведен теоретический анализ источников по проблеме исследования, который показал, что представления о жанровых особенностях сказок закладываются в дошкольный период, а со сказками дети знакомятся еще на раннем возрасте.
Сказка - один из жанров устного народного творчества и главной ее особенностью является занимательный сюжет, который привлекает и дает установку на его раскрытие [9]. Через сказку дети быстрее адаптируются к внешним условиям, приходят к пониманию таких качеств, как доброта, сострадание. Кроме того, события сказок вызывают у ребенка эмоциональный отклик, а само проигрывание сказочного сюжета позволяет ребенку выразить в доступной форме свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.
В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам установки на вымысел, имея общие черты, различаются на подвиды или жанры. В науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. Это объясняется тем, что они чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам.
Многие русские фольклористы, такие как В. П. Аникин, Н. М. Ведерникова и В. Я. Пропп [10], придерживаются классификации, разработанной А. Н. Афанасьевым, который в отдельные разделы выделяет сказки о животных, фантастические, волшебные и бытовые.
Работа со сказкой в дошкольном учреждении применяется для формирования значимых познавательных процессов дошкольников. Ребята знакомятся не только с сюжетами и героев сказок, но и учатся выделять жанровые особенности сказок путем развития соответствующих представлений.
А. Г. Маклаков считает, что представления «это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия» [8, с. 248].
Как отмечает Е. А. Флерина, рассказыванием сказки достигается особая непосредственность восприятия. Кроме того, для обучения старших дошкольников определению жанровых особенностей сказки необходима организация определенной деятельности для лучшего восприятия.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия сказок следующие стадии [6] :
- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
При решении второй задачи, было установлено, что использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях - это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Это отмечает и Л. С. Выготский, считая, что «через игровую деятельность и движется ребенок. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием» [2, с. 26].
Одной из разновидностей игр для дошкольников является дидактическая игра. Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО 6, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, дети прочно осваивают знания, которыми они оперируют.
Дидактическая игра призвана давать ребенку новый опыт переживания той или иной ситуации и поведения в ней. Основная особенность дидактических игры определена их названием - это обучающие игры.
Для представления методического разнообразия применения игр в учебно-воспитательном процессе, а также упрощения процедуры их выбора для включения в структуру занятий, игры целесообразно различать по наиболее характерным приведенным признакам.
Так по характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Общим в дидактических играх является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей [1].
Все игры разделены на отдельные виды. Так настольно печатные игры представлены несколькими видами – это парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт», игры-бродилки для старших дошкольников [7].
Игра-бродилка — «одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение, настольная игра помогает осваивать и систематизировать свои знания в различных образовательных областях» [5, с. 8].
Игры – бродилки выполняют следующие функции:
- дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе
- узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения
- дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
- тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют [7].
Игры-бродилки часто называют еще квестами, где в качестве необходимо материала и оборудования выступают карты-схемы, отражающие маршрут передвижения. В квесты включены и спортивные мероприятия.
Можно отметить, что бродилка–это «игра с сюжетом, построенным так, что главный герой должен путешествовать в игре по разным местностям картам, выполняя различные задания».
Игровые задания, встречающиеся во время «ходилок-бродилок» по сказкам, отличаются разнообразием и возможностью модификации и играют значимую роль в воспитании и развитии ребенка.
Решая третью задачу, нами был разработан и реализован проект «Любимые сказки», продуктом которого выступит игра-бродилка, направленная на развитие у детей 5–6 лет представлений о жанровых особенностях сказок.
Экспериментальная работа проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения Ненецкого Автономного округа «Средняя школа 2 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов «Детский сад «Теремок». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет экспериментальной группы речевой направленности, 20 детей 5-6 лет контрольной группы.
Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня развития представлений у детей 5-6 лет о жанровых особенностях сказок. Для этого были использованы следующие задания:
- на выявление понимания детьми особенностей жанра сказки и умения соединить две сказки на основе контаминации;
- на выявление понимания выразительности сказочного текста;
- на определение своеобразия знаний об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что представления о жанровых особенностях сказок у детей 5-6 лет развиты недостаточно : дети затрудняются описать функции сказочных персонажей, не могут пересказывать сказку выразительно с соответствующей интонацией и выразительностью; мало знают начало и конец сказки (в основном ответы однотипные и простые); перечисляют сказочных персонажей, но испытывают сложности при назывании сказочных выражений.
Полученные результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для организации формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента был реализован совместный проект, продуктом которого выступила игра-бродилка «Любимые сказки».
Реализация проекта осуществлялась поэтапно: на организационном этапе определены замысел, основные задачи предстоящей деятельности, тема проекта. Также на организационном этапе с детьми проводилась предварительная работа, в ходе которой им демонстрировались мультфильмы, загадывались загадки о сказочных героях. Кроме того, детям читались сказки с последующим анализом сказочных персонажей.
На подготовительном этапе разрабатывался сценарий, для чего подбирался соответствующий материал, сбор информации, привлечение родителей для изготовлении необходимых атрибутов. Дети вместе с родителями подбирали картинки, изготавливали жетоны и декорации, создавали альбом с иллюстрациями к сказкам. На данном этапе была организована выставка детских рисунков
На основном этапе была проведена игра-бродилка «Любимые сказки». Игра проходила в виде квеста. На начальном этапе детям был продемонстрирован маршрут, включающий прохождение станций. Каждая станция связана с определенной сказкой :
1 станция – «Царевна-лягушка» (детям демонстрируются карточки с изображением лягушки);
2 станция – «Поляна сказок» (загадки по сказкам «Колобок», «Емеля», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка»);
3 станция – «Театр» (инсценировка сказки «Репка»);
4 станция - «Из какой сказки этот предмет» (загадки);
5 станция – «Хоровод» (подвижная игра)
По окончании игры была проведена рефлексия – дети делились своими впечатлениями, родители выразили желание продолжить работу в данном направлении.
В процессе реализации проекта «Любимые сказки» совместно с родителями были созданы необходимые условия для развития у детей интереса к сказкам, пониманию смысла сказочного сюжета, умении представлять тот или иной образ без наглядной опоры. Родители стали активными участниками образовательного процесса, что в дальнейшем будет способствовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника и формированию общего образовательного пространства.
Для оценки эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы провели повторную диагностику, в ходе которой было выявлено, что у детей экспериментальной группы, в отличие от результатов констатирующего этапа, теперь преобладает высокий уровень развития представлений о жанровых особенностях сказок.
В экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 9 детей, что составляет 45% от общего количества детей; средний уровень показали 7 детей (35%); низкий уровень выявлен у четырех детей (20%). Низкий уровень связан с тем, что данные дети не посещали все занятия, предшествующие проведению игры-бродилки.
В контрольной группе результаты изменились незначительно: высокий уровень выявлен у четырех детей (20%); средний уровень показали 11 детей (55%, пятеро детей (25%) на низком уровне.
Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал положительную динамику развития представлений о жанровых особенностях сказок у детей экспериментальной группы. У детей контрольной группы результат изменился незначительно.
Продуктов реализованного проекта стала квест-игра по сюжетам сказок. Кроме того, был пополнен музей экспонатов сказок новыми декорациями и атрибутами.
Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутаягипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников / Е. Ф. Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2015. - №98. – С. 9-17.
2. Бабина Е. В. Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство» / Е. В. Бабина, О. В. Харченко, Л. Н. Цаплюк // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 49-50.
3. Выготский Л. С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. - № 6. - с. 26-38.
4. Голубев А. Ю. Сказочные бродилки / А. Ю. Голубев. – М. : Речь, 2019. – 24 с.
5. Ермолаева Е. В., Крокина Г. Ю. Ходилки – бродилки по сказкам. Методические рекомендации по использованию универсального образовательного игрового модуля по социально-коммуникативному развитию дошкольников / Е. В. Ермолаева, Г. Ю. Крокина. – Самара, 2019. – 105 с.
6. Лобанова, И. В., Ганина, Т. В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста / И. В. Лобанова, Т. В. Ганина // Культура и образование. – 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL : https://vestnik-rzi.ru
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз, 2010. - 311 c.
8. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2012. - 592 с.
9. Намычкина Е. В. Сказка как литературный жанр / Е. В. Намычкина // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. - №2. – с. 103-110.
10. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М. : Просвещение, 2016. - 274 с.
11. Шабаева Л. В. Сценарий развлечения «Путешествие по сказкам» // Совушка. - 2018. - №3(13). URL : https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ .