Аникина Елена Дмитриевна
Работа с родителями по созданию игрового пространства для ребенка дома
Работа с родителями по созданию игрового пространства для ребенка дома
Воспитание – важный и необходимый процесс в развитии каждого малыша. Значимая часть воспитательной работе проводится не только в саду, но и дома. И, конечно, то, каким ребенок вырастит, зависит в основном от воспитания в семье. Именно поэтому очень важно родителям серьезно и ответственно подойти к воспитанию ребенка и к организации пространства для обучения, воспитания и отдыха дома.
Публикация «Работа с родителями по созданию игрового пространства для ребенка дома» размещена в разделах
Естественно, что условия для детей разные в зависимости от «квартирного» вопроса. Но у каждого родителя есть возможность создать благоприятную и «развивающую» обстановку, в которой ребенок будет активно, а главное с удовольствием и радостью познавать окружающий мир.
Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника, поэтому малыш должен изучать и осваивать все пространство «дома» : познавать, играть и в ванной, и в коридоре, и на кухне.
В комнате у него должно быть собственное пространство, оснащенное с учетом его интересов и индивидуальных особенностей и возможностей. Создавая это пространство, увеличивая его, необходимо создавать «зоны» для деятельности: книги, «картины», пазлы должны находиться ближе к свету. Родителям нужно учитывать психофизические и возрастные особенности и нужды детей. Создавая предметную развивающую среду важно учитывать то, к какому полу принадлежит ребенок, наполнять пространство как общим, так и специфичным материалом и играми.
От предметно-пространственной среды зависит интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие ребенка, поэтому важны игры ребенка с определенными игрушками, дидактическими и развивающими пособиями, т. к. это позволяет ребенку развивать социальные отношения.
Среда, где созданы условия для разных видов активности, у научиться самообразованию. Также развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные и навыки. Таким образом родители развивают разностороннюю личность.
Игра основа любой деятельности ребенка. Она важна как для здоровья, так и для ощущения счастья.
Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен отдельный игровой уголок для ребенка - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.
В игровом уголке ребенка должен находиться :
- детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик.
Обязательные элементы игрового уголка :
- открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша,
- несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости, а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.
Чтобы показать малышу, как вы цените его труд, в игровой зоне следует расставить по полкам или развесить по стенам лучшие поделки и рисунки ребенка. Идеально, если работы малыша будут находиться не только в его комнате, но и по всему дому на самых почетных местах.
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
Для игровой деятельности необходимы:
а) сюжетные игры и игрушки:
б) игры с правилами:
в) предметы для развития мелкой маторики
Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др. ;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);
- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.).
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
- эспандеры, гимнастическая палка и др. - для формирования правильной осанки ребенка.
Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство.