Лиана Хайдаршина
Применение современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В дошкольном образовании современные педагогические технологии направлены на то, чтобы реализовывать государственные стандарты образования в сфере дошкольной педагогики. На какие же вопросы отвечают эти технологии? Во-первых, как учить, воспитывать, развивать, во-вторых: как создавать благоприятные условия для мыслительной деятельности, познания. Безусловно, перед педагогами дошкольного учреждения стоит главная, основная задача — подобрать те методы и формы организации работы с детьми, инновации, различные педагогические технологии, с помощью которых реализуются поставленные цели по развитию личности дошкольников.
Публикация «Применение современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время все субъекты открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) взаимодействуют между собой основываясь на положения современных образовательных технологий, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования и выполнение программы обучения дошкольного образования.
Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дошкольников, ведь важнейшие черты детского поведения — это постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, любопытство и поиск новые сведения об окружающем мире. Рождаясь исследователем, ребёнок внутренне стремиться к исследованию, что порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы развитие психики ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Процесс развития умственных способностей является ядром познавательного развития. А способности ребенка, в свою очередь — как условия для успешного овладения и выполнения деятельности.
Проведённые исследования в сфере дошкольного образования выявили, что формирование познавательного интереса у детей возможно при использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий. Их довольно большое количество, в данной статье мы рассмотрим некоторые из них, которые мы активно используем в своей работе для развития познавательной деятельности детей, ведь главная наша задача, как педагогов активно помогать развитию познавательной активности, а использование современных педагогических технологий открывает новые возможности обучения и воспитания дошкольников. Рассмотрим виды технологий, наиболее часто используемых в нашей педагогической деятельности:
Технология «ТРИЗ»
Мы используем нетрадиционные формы работы с детьми для того, чтобы поставить ребенка в позицию думающего человека.
ТРИЗ-технология, которая разработана и подходит для дошкольного возраста даёт возможность воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Так как дошкольный возраст уникален, смотря вперед — как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, для педагогов очень важно не упустить этот период для того, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Мы используем данную технологию с целью развития у ребенка таких качеств как подвижность, системность, гибкость мышления и так же стремление к новизне, воображения, речи.
Используя данную технологию и и видя результаты, мы пришли к выводу, что основная задача ТРИЗ — это развитие способности у детей радоваться творческим открытиям.
Следующая образовательная технология, о которой нам бы хотелось рассказать, это кейс-технологии.
Кейс-технологии. Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Суть кейс-технологий — это процесс анализа проблемной ситуации. Почему мы активно используем данную технологию? Потому что в процессе анализа — логической операции мышления, у ребенка развивается речь, а речь как известно — форма сути мышления. «Поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе занятия воспитанникам дается проблема, которую им необходимо решить и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. И важно, чтобы дети пришли к тому, что возможны различные варианты решения данной проблемы. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. В данном случае педагог выступает в роли помощника и ни в коем случае не навязывает своё мнение, а помогает и направляет в рассуждениях и спорах.
Вспомогательно в практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Используя данную технологию, мы сделали вывод, что кейс- технология служит помощником в повышении интереса детей к изучаемому материалу, способствует развитию у них таких качеств, как: социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Данная технология развивает способность анализировать, исследовать проблемные ситуации, находить решение, соответственно учить работать детей с информацией.
Развитие качеств дошкольников не может обойтись без игровых педагогических технологий, ведь как показывает практика, что в успешном обучении важно не только содержание материала для занятий, но и та форма, в которой материал преподносится детям. Ведь первостепенная задача педагога состоит в вызывании у ребенка заинтересованности и активизации познавательных процессов.
Для решения данной задачи мы, педагоги, создаём ту среду и те взаимоотношения, которые стимулируют различную самостоятельную деятельность детей. Поэтому, для создания такой развивающей среды мы используем игровые технологии.
Почему игра? Как писал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Мы считаем, что игра особо необходима для обучения и воспитания детей. Высоко оценивая значение игры, мы используем наиболее эффективные пособия — это игровые пособия Дьенеша и Кюизенера, которые в процессе игры формируют знания, развивают мышление детей и способствуют усвоению математики. Немного о практике использования технологии «Блоки Дьенеша»
Основной целью и задачами данной игровой технологии является возможность помочь детям научиться выполнять логические операции, познакомится с основами математики — работать со свойствами (разбивать объекты по свойствам, обобщать и находить различия, кодировать информацию, сравнивать, классифицировать объекты. То есть развивать у детей умения, для решения логических задач: выявлять свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, запоминать, удерживать их в памяти.
С помощью Блоков Дьенеша дети знакомятся с признаками предметов (формой, цветом, размером, развивают творческие способности, развивают пространственное воображение, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление, самостоятельность. Эта игра замечательна тем, что учитывает на каждом возрастном этапе уровень математических знаний детей.
В заключение хотелось бы отметить, что использование современных педагогических технологий гарантируют достижения дошкольников в различных сферах развития, в дальнейшем в школе. И для педагогов, очень важно научиться работать на современном технологическом уровне, чтобы сделать познавательный процесс главным ориентиром в становлении развития дошкольников.
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. — 2008. — № 8. — С. 12–16.
3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru
4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? — Обучение за рубежом, 2000, № 7
6. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. — Издательство Детство-Пресс, 2014.
7. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М. : Педагогика, 1990. — 132 с.
8. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1985 г.
9. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.
10. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста, методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013. — 199с.
11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям
12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981 г.