Папки-передвижки

Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса

Ананьева Зоя Александровна
Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Работая в группе компенсирующей направленности для детей 4-7 лет, в большей степени встречаются дети с задержкой психического развития. У данной группы детей наблюдаются проблемы в психомоторном развитии (нарушена координация, дети не могут прыгать, бегать, поймать и бросить мяч, испытывают трудности в переключение с одного движения на другое, кроме того, у них просто нет желания двигаться). Нарушения двигательной деятельности негативно сказывается и на когнитивной сфере. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, дети испытывают затруднения в выполнении заданий на классификацию, в количественном счете, в решение арифметических задач. Воспитанники не могут выделить лишний предмет, сгруппировать предметы по форме или цвету. Найти отличия среди двух картинок, восстановить последовательность событий эти задания вызывают наибольшие трудности.

Публикация «Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса» размещена в разделах

Передо мной встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для решения данной проблемы, я решила применять в коррекционной работе нейрогимнастику – гимнастику «для мозга».

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющими различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Помогает снизить утомляемость, напряжение, развивает крупную и мелкую моторику. Нейрогимнастика активно воздействует на все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях.

Цель нейрогимнастики–развитие мышления, памяти, внимания, межполушарного взаимодействия при регулярном выполнении определенных действий, направленных на тренировку ЦНС.

Задачи нейрогимнастичеких упражнений:

• синхронизация развития полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие координации, ловкости;

• развитие памяти, внимания;

• развитие речи и мышления.

Упражнения нейрогимнастики включаю в коррекционные занятия, в режимные моменты и провожу ежедневно по 10-15 минут в спокойной обстановке. Например, во время прогулки, можно проводить следующее упражнение нейрогимнастики: «Шаг с палками».

Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.

Тренировка проходит следующим образом:

На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.

На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.

Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений, в качестве соревновательного момента.

Детям очень нравится в качестве динамической паузы во время коррекционных занятий выполнять упражнения, всем известного «велосипеда». Но данный вариант модифицированный— ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена, одноименного колена, затем снова противоположного колена.

Упражнение «Вертолёт». Правая рука движется от себя, левая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук, при этом можно проговаривать звуки, слоги, слова по теме лексического занятия.

В начале занятия для активизации детей на рабочую деятельность, использую дыхательные упражнения, например, «дыхание животом». Положите руку на живот, для детей можно использовать любимую мягкую игрушку. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука (мягкая игрушка) мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.

Можно использовать в начале занятия и упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Игра «Звуковая тропинка». Надо идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, в средней геометрические фигуры или картинки животных).

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

Суть упражнений заключается в выполнении ритмичных движений с удержанием равновесия. Используется принцип от простого к сложному (нарастает объем выполняемых заданий). Предусмотрено выполнение некоторых упражнений и в паре или даже подгруппой детей. На занятиях в качестве дополнительного оборудования могут использоваться «Кинезиологические мячи и мешочки», рокерборд, межполушарные доски, мешочки с песком, деревянный напольный стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная.

Фундаментом для данной коррекционно-развивающей методики послужил многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция).

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

На основе данных правил, я составила авторский комплекс нейрогимнастики, подобрала к нему музыкальное сопровождение и соответствующий материал. В составляющие компоненты коррекционного занятия с детьми ОВЗ с использованием элементов нейрогимнастики входит:

1. Упражнения, направленные на развитие общего тонуса. К данным упражнениям относятся различные растяжки, релаксационные упражнения («саморасслабление», «волшебный слон», «потянулись - сломались», «насос и надувная кукла», в самом начале занятий детям необходимо дать почувствовать их собственный тонус, далее показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, при этом обучая возможным приемам релаксации.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

2. Работа над дыханием, для улучшения ритмики организма, самоконтроля и произвольности. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с СДВГ. Дыхание можно сочетать с упражнениями для глаз и языка. Включение данных упражнений позволяет расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие. Позволяют активизировать участки зрительных отделов головного мозга. Черепные нервы, соединяющиеся с глазом, активизируют движения глазного яблока и собирают сенсорную информацию, строя при этом сложные схемы образов, необходимых для обучения. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка в сочетании с дыхательными упражнениями развивают межполушарное взаимодействие.

3. У[b]пражнения для развития артикуляционной моторики. [/b] Могут сочетаться с приемами биоэнергопластики (например, «упражнение «толстяки»» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет 1 – щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И. П.).

4. Упражнения на формирование и развитие пространственных и квазипространственных представлений. Включают в себя задания на развитие пространственных представлений, дифференциацию правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.

5. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия («Кулак – ребро – ладонь», «перекрестные шаги», «двойные каракули», «лезгинка», «горизонтальная восьмерка»).

6. Коммуникативные упражнения: «сороконожка», «животные», «тоннель», «парашют», «шатер».

7. Ритмические упражнения с мешочками и мячиками, наполненные песком для удержания ритма и равновесия.

8. Упражнения на развитие и коррекцию мнестических способностей ребенка. Проявляется в переносе информации с одной модальности в другую. Могут использоваться игры и упражнения на перевод из тактильной в зрительную или речевую модальность. Берутся объемные фигуры различной формы звездочки, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы. Такие же фигуры рисуются на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигуру, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе или рассказать какую из фигур выбрал. Используются упражнения и на перенос из зрительной модальности в слуховую, из тактильной в речевую, из слуховой в тактильную и т. п.

Проведя мониторинг с педагогом-психологом, отметим, что, систематически применяя упражнения по нейрогимнастики на коррекционных занятиях, в режимных моментах у детей с ОВЗ:

- улучшилась общая и мелкая моторика, движения стали более скоординированными;

- улучшилась работа в системе координации глаз-рука;

- качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократилось;

- улучшилась зрительная и слухо-речевая память, мышление, произвольное внимание стало более устойчивым;

- стали доступны пространственные представления;

- возросли коммуникативные навыки в кругу сверстников и со взрослыми.

Таким образом, использование упражнений нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности эффективны и стимулируют развитие познавательных процессов, улучшают состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Литература:

1. Горбатая, Е. В. Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития / Е. В. Горбатая, А. А. Мошнякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 52-54.

2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М. : Айрис-пресс, 2015.

3. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И. А. Трутанова. 2018. – 19 с. [Электронный ресурс].

4. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – Москва: ФЙРИС-пресс, 2018. – 112 с.

5. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М. : Генезис, 2005.

6. Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 119-121.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Применение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНРПрименение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНР Общее недоразвитие речи проблема у детей дошкольного возраста в наше время достаточно распространенная. Именно поэтому процесс обучения.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Применение нестандартного оборудования по физическому развитию с детьми 5 летПрименение нестандартного оборудования по физическому развитию с детьми 5 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл..

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 19:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Ананьева Зоя Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД