Валентина Карагодина
Особенности и условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиеническое воспитание является частью общего образования, а гигиенические навыки – неотъемлемой частью культурного поведения.
Культурно-гигиенические навыки включают способность поддерживать чистоту тела, культурное питание, поддерживать порядок в окружающей среде и культурные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
Воспитание культурно-гигиеническим навыкам начинается рано. Подготовка к формированию навыков самостоятельных движений по уходу за собой – это создание у ребенка позитивного отношения к одеванию, умыванию, приема пищи.
Темочки:
К условиям успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся : четкий распорядок дня, рационально организованная среда и руководство взрослых. Также необходимо разработать общие критерии оценки индивидуальной деятельности при формировании культурно-гигиенических навыков, точно и четко определить местонахождение игрушек, вещей, порядок их хранения и очистки. Для детей особенно важна стабильность условий, знание места и назначения всего, что необходимо в течение дня. Распорядок дня предусматривает ежедневное повторение гигиенических процедур – это способствует последовательному формированию привычек и навыков культуры поведения. Они формируются в работе, играх, повседневной жизни и деятельности. Ежедневный распорядок дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену активности, тем самым защищая нервную систему ребенка от переутомления. Он поддерживает выполнение повседневного режима для формирования культурно-гигиенических навыков, образования, дисциплины и организованности.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес ребенка, внимание к повседневным занятиям, чувствительность нервной системы позволяют взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, составляющих каждое действие, приемам, которые помогают выполнить задание быстро и экономично. Если пропустить это время, неправильные действия будут автоматизированы, ребенок привыкнет к лени, халатности.
В современных дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Обучение гигиеническим навыкам включает в себя широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать ряд педагогических приемов с учетом возраста детей :
1. Показ и объяснение. В младшей группе показ должен сопровождаться объяснением, а новое действие должно быть четко разделено на операции, выделяя самые важные, а затем неактуальные. Объяснение нового события дается подробно, затем сужается, чтобы напомнить о правиле, адресованное всем или отдельным детям. Комментарий может быть косвенным (педагог заранее выражает желание детей правильно выполнить задание и случайным образом напоминать требование) и прямым.
2. Упражнение и контроль. Без упражнения невозможно создать навык, потому что динамические стереотипы создаются и укрепляются только в динамической деятельности ребенка. Контроль важен на ранних этапах развития навыков. Необходимо проверить, как отдельные действия или задачи выполняются в целом. Отсутствие контроля приводит к формированию у детей только определенных навыков.
3. Пример взрослых. Необходимо помнить, что дети в этом возрасте внимательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом для подражания. Примеры могут быть прямыми («делай то, что я делаю!») и косвенными (воспитатель использует различные формы, вызывающие интерес, привлекающие внимание детей). Обучение ребенка, основанное на подражании, начинается рано, когда он ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Поэтому, наблюдая за взрослыми, ребенок приобретает, формирует, создает свою «энциклопедию» навыков, привычек.
4. Игровые приемы. Позволяют воспитателю скрывать свою педагогическую позицию и активнее влиять на ребенка. Приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «ошибок». Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Обязательным условием формирования у детей культурно-гигиенических навыков, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая гигиеническая культура работников дошкольных учреждений. Там, где должны быть созданы необходимые условия для защиты здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.