Кристина Барбазюк
Нарушение письменной речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
К. Ю. Барбазюк Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №12» ИГОСК
Нарушение письменной речи у детей с дизартрией
Аннотация: в статье рассмотрены особенности нарушений письменной речи и навыков письма у школьников с дизартрией. Анализируются характерные признаки нарушения письма при этом расстройстве. Представлен комплекс блоков мероприятий, направленный на коррекцию нарушений письменных навыков обучающихся.
Ключевые слова: дизартрия; письменная речь; навык; школьники.
Violation of a written language at children with a dizartriya
Публикация «Нарушение письменной речи у детей с дизартрией» размещена в разделах
Abstract : in article features of violations of a written language and writing skills at school students with a dizartriya are considered. Characteristic signs of violation of the letter are analyzed thus frustration. The complex of blocks of actions directed to correction of violations of written skills of students is presented.
Keywords : dizartriya; written language; skill; school students.
Дизартрия представляет собой нарушение речи, которое детерминировано физиологическими причинами, и в частности, связанно с затруднением произношения слов и звуков, вследствие неврологических нарушений. При дизартрии человек воспринимает и понимает речь на слух, может писать и формулировать устно и письменно свои мысли, но не может произносить слова из-за проблем в иннервации речевого аппарата. При этом, если дизартрия формируется в раннем возрасте, то у ребенка могут возникать сложности и с пониманием речи и письмом, так как для него затрудняется выработка навыков письма.
Это обуславливает актуальность исследования особенностей нарушений письма у детей с дизартрией, а также методик коррекции таких нарушения.
Русское письмо, с точки зрения лингвистики, является звуковым. Основные фонемы состава звуков речи передаются при написании буквами или их сочетаниями. В целом, процесс передачи в письме звуков, их отображения на материальном носителе и составляет основу обучения грамоте. Звуки при письме кодируются буквами. По сути, именно правильный процесс кодировки звуков буквами и составляет сущность обучения грамоте. И с лингвистической точки зрения, обучение грамоте детей – это обучение правильной кодировке звуков буквами[2 c. 45].
Обучение грамоте и письму – это своеобразная образовательная область, которая находится на стыке образовательных ступеней и совпадает по времени с промежуточным этапом в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение грамоте в программах для связывается с развитием у школьников правильной речевой артикуляции, формированием навыков фонематического восприятия и развитием фонематического слуха, а также умений анализа звучащей речи, ростом словарного запаса и формированием грамматического строя речи.
Однако обучающиеся с дизартрией испытывают трудности при овладении основными умениями, обуславливающими формирование навыка письма в конечном итоге[5 c. 32].
Моторика детей с дизартрией характеризуется некоторым недоразвитием, зачастую трудности при письме таких детей в первую очередь, обусловлены именно невозможностью правильно держать письменные принадлежности.
Для многих детей с дизартрией характерны трудности пространственно-временного восприятия, что обуславливает для них проблемы с запоминанием очертаний букв и слов. То есть, ребенок в данном случае может распознавать слово на слух и понимает, что оно означает, однако не представляет визуально как выглядит это слово при написании.
Одним из симптомов дизартрии является нарушение в работе речедвигательного анализатора, что не позволяет ребенку воспринимать фонемы на слух и идентифицировать их звучание с написанием.
Кроме того, у ребенка с дизартрией часто наблюдаются трудности в процессе выделения мозгом существенных связей и устранения или торможения побочных. Это напрямую влияет на тот факт, что ребенку с дизартрией достаточно сложно выстроить логическое по смыслу высказывание на письме, связать между собой лексические единицы. Например, ребенок с дизартрией может употреблять все слова в предложении в именительном падеже[6 c. 63].
Кроме того, у детей с дизартрией наблюдаются сложности в построении связных текстов. Кроме того, характерной особенностью нарушений письма у школьников с дизартрией являются неверные обозначения звуков. Школьник в этом случае различает и идентифицирует звук, но выбирает для его обозначения несоответствующую букву, вплоть до того, что может путать гласные и согласные звуки при письме, обозначая их несоответствующими буквами. Это обуславливает, зачастую, невозможность для таких школьников верно выразить свою мысль при письме.
Для выявления уровня отдельных компонентов нарушений письма у обучающихся с дизартрией, необходимо проводить диагностику по четырем группам заданий[1 c. 43] :
1. Проверка собственно фонематического восприятия ребенком речи.
2. Исследования сформированности артикуляционной моторики ребенка, что влияет в том числе и на письменный компонент речи.
3. Исследование состояния звукопроизношения.
4. Проверка сформированности у ребенка звукослоговой структуры слов.
Существуют следующие уровни нарушений письма у обучающихся с дизартрией :
Первичный – характерно первичное нарушение в фонематическом восприятии. Снижен уровень освоения звукового анализа, а также уровень его действий.
Вторичный – характерно появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. Встречаются речевых дефекты (кинестезии, возникающие вследствие анатомических аномалий развития речевых органов[3 c. 54].
Работа по коррекции нарушений письма у обучающихся с дизартрией проводится, в рамках различных программ обучения в школе, в несколько этапов:
1 этап – учим и запоминаем буквы;
2 этап - учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап - читаем и ищем орфограммы, сочетания слогов и букв;
4 этап – пишем и проверяем себя.
Обучающиеся должны сформировать навык письма не путем заучивания отдельных правил и начертания слов, а в процессе исследования и поисковой деятельности – то есть при выполнении упражнений. Упражнения при этом должны создавать условия для выявления, а затем последовательной конкретизации фонематического принципа письма. Именно освоение средств и способов исследования слов и способов сопоставления букв и звуков при письме составляет, по представлениям многих авторов, основу навыков письма обучающихся.
Очень большую роль в формировании навыков письма, по свидетельству ряда авторов, играет списывание слов в составе фразеологизмов и смысловыми единицами (высказываниями). То есть, для коррекции нарушений письма необходимо использовать приемы, обеспечивающие активную проработку текста через выделение в нем отдельных букв как «кодировок» звуков.
В этой связи, а также учитывая специфику (интегративный характер) нарушений письма, представляется, что комплекс мероприятий по коррекции умений и навыков письма у обучающихся с дизартрией должны быть структурированы в систему блоков (рисунок 1).
Рис. 1. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на коррекцию навыков письма у школьников с дизартрией
По рисунку 1 можно отметить, что блоки комплекса мероприятий по развитию навыков письма у детей с дизартрией предусматривают формирование (развитие) отдельной группы умений.
Список литературы
1. Горецкий, В. Г. О возможных вариантах обучения грамоте [Текст] / В. Г. Горецкий // Начальная школа. – 2015. – № 7.
2. Горчакова, А. М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у школьников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду, 2014 № 3/
3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : Сб. науч. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 2016.
4. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи (переиздание с дополнениями) - М., НАУКА, 2004.
5. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – №18.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.