Смирнова Наталья
Конструирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬя НА ТЕМУ «Конструирование в старшей группе»
Если ребенок не научился сам ничего творить,
то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать.
Л. Н. Толстой
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Публикация «Конструирование в старшей группе» размещена в разделах
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева.
Основные задачи по конструированию с детьми старшей группы :
• Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.
• Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.
• Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.
• Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
• Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
• Совершенствовать умение работать с бумагой, создавать из нее объемные фигуры.
• Продолжать учить делать поделки из природного и бросового материала.
• Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании как мы знаем дети, создают образы, и не только отображают их структуру, а выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь при этом цветом и формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.
Конструирование из строительного материала.
Основным материалом является строитель, с которого и начинается знакомство детей с этим видом деятельности. Ка мы знаем это деревянный или пластмассовый набор строительных материалов, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов). Строительный материал делится напольный настольный.
Конструкторы с разными видами крепления. Соединение деталей такого конструктора в разных комбинациях позволяет ребенку в основном отображать реально существующие объекты. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения схемы ребенку необходимо уметь правильно их «читать» чтобы правильно собрать ту или иную модель
Крупногабаритные конструкторы. Конструирование по средствам крупного конструктора менее утомителен для детей, так как вовлекает в двигательный процесс весь организм ребенка. Крупным материалом ребенок действует на полу, все время двигаясь. В играх с этим конструктором ребенок является активным действующим лицом. Такое конструирование предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В своей группе я используем крупные мягкие модули, которые позволяют создать крупномасштабные объемные конструкции. Постройки из такого конструктора можно использовать в играх,спортивных соревнованиях.
Конструирование из бумаги и картона.
Этому виду конструирования я обучаю только в процессе занятия. Обучение строится лишь на подражательной основе (образцы, показ, подробное объяснение). Я использую разную технику работы с бумагой: сминание,, сгибание, скручивание разрезание. Сделать из плоского материала (бумаги и картона) игрушку объемной формы совсем не просто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников (оригами). Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления. Поэтому детям приходится очень потрудиться чтобы добиться результата.
Конструирование из природного материала.
Начиная со средней группы, для конструирования использую шишки сосны, ели, кору, ветки, ракушки. солому, желуди, семена клена, и и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. И этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. и детям очень нравится когда из обыкновенной шишки может получится игрушка или зверушка, и сказочный персонаж
Конструирование из бросового материала
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это пластиковые бутылки, пробки, коробки, пуговицы и т. д. Многие стараются побыстрее избавиться от этого и выбросить, но этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Я такой материал не выбрасываю и приношу детям для конструирования. Ведь такой тип конструирования позволяет раскрыть потенциал творческих возможностей детей.
При выборе форм организации обучения детскому конструированию необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, эстетические чувства. Формы организации обучения конструированию я стараюсь чередовать, опираясь на требования программы для каждой возрастной группы. В старшей группе мы используем такие формы как:
Конструирование по образцу
Первый и наиболее элементарный вид конструирования. Я предлагаю ребенку поставить кубики так, как они стоят у меня, в той же последовательности (цвет и форма). Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».
Конструирование по условиям
В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или мной. (например, возвести мост через реку определенной ширины).
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, опираясь на предложенные схемы.
Конструирование по замыслу
Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого материала. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Этого типа конструирования обычно требует игра. и этот тип конструирования детям очень нравится.
.
На занятиях по конструированию на мой взгляд осуществляется сенсорные и мыслительные способностей детей. Важно помнить, что процесс конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. Ведь при обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, а это является важным фактором при формировании учебной деятельности.