артур лебедев
Коллективное чтение с использованием кукольного театра в ДОУ в рамках функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Коллективное чтение с использованием кукольного театра в ДОУ в рамках функциональной грамотности»
Воспитатель: Лебедев А. В.
2022 год.
1) Актуальность.
Публикация «Коллективное чтение с использованием кукольного театра в ДОУ в рамках функциональной грамотности» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальностью данной темы является то что, в современном мире, окруженном телевидением, смартфонами с интернетом напрочь уничтожая желание детей, приобщится к чтению. С одной стороны конечно смотря по телевизору сказку, ребенок видит яркую картинку, звуки, музыку его они завораживают, завлекают, но только зрительно и на слух, ребенок не сможет задать вопрос телевизору о том, что ему не понятно, почему герой поступил так, а не иначе, в чем смысл и мораль увиденного. А когда с детьми читает педагог, да еще и параллельно они обыгрывают сюжет при помощи кукол, ребенок напрямую взаимодействует, вовлекается в чтение.
2) Основная часть.
Одним из важнейших источников всестороннего развития личности ребенка должна и является художественная литература. Содержание художественного произведения всесторонне расширяет кругозор ребенка, помогает формировать нравственные оценки, оказывает влияние на поведение, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В виду этого необходимо как можно раньше с малых лет формировать у детей интерес к художественной литературе и к колективному а после и самостоятельному чтению. И именно в раннем дошкольном возрасте важно развивать у детей навыки слушать, а главное слышать, а в дальнейшем воспринимать художественные тексты. Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Детям свойственно предметно-действенное мышление и среди всех процессов, развивающихся в психике, основную роль отводится именно восприятию. Все переживания ребенка сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые его окружают в повседневности.
В дошкольном возрасте детям сложно, а во многих случаях невозможно мысленно представлять героев которые предстают для них в произведениях. Дети нуждаются в наглядной основе. В таких случаях педагогам на помощь приходят кукольные проигрывания и драматизация. Сопровождая чтение игровыми действиями, можно показывать ребенку то, о чем говорится в произведении, заостряя внимание на непонятных для детей моментах, словах и другое. В это время дети, проживают сюжет, а если они учувствуют совместно с педагогом, то они могут самостоятельно добавлять, устранять, переделывать сюжетную линию опираясь на тот опыт, который у них есть.
Самый простой понятный, а главное доступный, вариант вовлечь и преподносить литературное произведение ребенку при помощи кукольного спектакля. В дошкольных учреждениях создаются театральные уголки, в них собираются разнообразные куклы, животные, маски и др., которые в соответствии с сюжетом, посылом и фантазией могут танцевать, прыгать, капризничать, кланяться, ссориться и мериться. Для такого театрализованного прочтения ничего особенного не потребуется, достаточно лишь подобрать необходимые игрушки из тех, которые у вас есть. И вот произведение, которое видят, слышат, а главное учувствуют дети, оживает и бесспорно стоит вложенных усилий. Маленькие дети в своей непосредственности открыты воображаемому миру, воображаемой ими ситуации, действиям. Они существует в фантазии, как в реальности. Малыши не замечает ваших рук забывают о своих, он видят, слышат, участвуют в истории, которая благодаря коллективным действиям разыгрывается на их глазах. Ребенок понимает смысл литературного произведения.
Знакомя детей с литературой, не нужно забывать такую возрастную особенность, как готовность и желание слушать одну и ту же сказку в разных исполнениях. Методика ознакомления детей с художественной литературой предполагает, что у них появится желание неоднократно читать одно и то же произведения для этого понадобится использованием разнообразных приемов. При повторных исполнениях литературного произведения можно использовать любые виды кукольного театра (рисованный театр, пальчиковый театр, настольно-плоскостной театр, театр кукол, а если дети будут непосредственно принимать участия в создании героев, рисовать, создавая фон для сказок, то желание принять участие в мероприятии с прочтением сказки, рассказа удвоятся.
Необходимо добавить, что для ребят, которым театрализованные герои смогут помочь вжиться в образы художественных произведений, помогут услышать и понять их, впоследствии времени с удовольствием будут, слушать литературные произведения без обыгрывания и после захотят читать самостоятельно. И те дети, которые будут хорошо понимать смысловую часть услышанного произведения, и с легкостью будут отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, находить как положительные, так и отрицательные сходства тех или иных действий в своих делах и жизни. Хочется сказать, что, используя театрализованный метод для ознакомления детей с художественной литературой, способствует к формированию и развитию литературного вкуса, желанию участвовать в коллективном чтении в дошкольном возрасте.
3) Завершение.
В завершении хочется добавить что, в современных реалиях жизни, когда проще продемонстрировать, послушать сказку, рассказ при помощи телевизора или разнообразных гаджетов гораздо проще, не придется преодолевать себя, придумывать и создавать среду для решения поставленных задач. Но буде ли это правильно по отношению к ребенку, ведь многое положительное он сможет подчерпнуть в старых добрых сказках, рассказов, баснях, стихах и др., читая в коллективе, он сможет вживую взаимодействовать, совершенствоваться и добиваться положительных результатов. Чем пользоваться решаете только вы!
Используемая литература :
1) Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… : методика приобщения детей к чтению/ - М. : Линка-Пресс, 2003.-176с.
2) МироноваН. П; Как научить ребенка любить литературу? – Дошкольное воспитание, № 5, 2005.
3) Гурович Л. М; Береговая Л. Б; Логинова В. И. ; Ребенок и книга - М. ;
«Просвещение» 1992.
4) Гончарова, Е. Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е. Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12.
5) Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6