лариса Демина
Какова роль родителей и педагога в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Детские образовательные учреждения всегда стремились к тесному взаимодействию с семьей. Значимость этого сотрудничества никогда не ставилась под сомнение. Это именно те социальные институты, от слаженной совместной деятельности которых, зависит результативность процесса воспитания маленького человека. Семья же, считается ведущим фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно поэтому работа с семьей –является оной из основных задач педагогических работников. И, конечно же, эффективность такой работы напрямую зависит от родителей и педагога, их взаимоотношений в постановке целей и задач, а так же установления доверительных отношений друг с другом.
Публикация «Какова роль родителей и педагога в формировании личности дошкольника» размещена в разделах
Ключевые слова: Воспитание, педагог, семья, личность, взаимодействие.
The role of parents and a teacher in formation of the school children’s personality.
Dyomina Larisa Konstantinovna
Municipal budgetary preschool educational institution - "Kindergarten No. 31 of the combined look", Petropavlovsk-Kamchatsky, the tutor, dtm.lariska89@mail.ru
Summary
Primary educations have always aspired to close interaction with families. The significance of this collaboration is doubtless. These are those social institutions the coordinated and combined activities of which influence on the upbringing process. Exactly due to this fact family is considered to be the main factor and the progress condition en children’s education. That is why the interaction with a family is the main task of a teacher. Certainly the effectiveness of it depends on parents and a teacher their cooperation in defining objects and tasks, and also, establishing of trusting relation with each other
Keywords : Upbringing, a teacher, a family, a personality, an interaction
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это своего рода коллектив, который играет очень важную роль в воспитании ребенка. Семья – это место, где формируются основы личности ребенка, особенно в начальный период жизни, целостность развития зависит от родителей и их усилий. От микроклимата в семье во многом зависит результативность воздействия педагога, так как если ребенок растет в атмосфере любви и доброжелательности, он более податлив воспитательным влияниям и, наоборот ребенок, растущий в атмосфере постоянных конфликтов, психически неустойчив с различными личностными проблемами. [6]
Какую же роль в воспитании подрастающего поколения осуществляет педагог?
Личность педагога – весомый фактор формирования личности ребенка. Способность воспитателя «быть личностью» в большей части формирует процесс воспитания. Ведь развитие личности – это процесс вступления в новую среду и объединение с ней. Для дошкольников данной средой является группа детского сада, в которой они ведут совместную деятельность, устанавливают новые коллективные взаимоотношения. [2, с. 5]
Одна из наиболее важных задач совместного взаимодействия педагога и родителей в дошкольном возрасте – создать необходимые условия для благополучного развития ребенка. Но это невозможно, если родители и педагог не могут найти общий язык. И конечно качество дошкольного образования это важный критерий, зависящий от уровня профессионально компетентности воспитателя и педагогической культуры родителей.
Профессор Н. Е. Щуркова советует педагогам строить свои взаимоотношения с родителями на основе таких основополагающих принципов, как: обращение к родительской любви; умение разглядеть в каждом ребенке положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности. [5, с. 54-55.]
Следуя данным принципам, необходимо привлекать родителей проводить беседы с ребенком, замечать и оценивать его успехи, принимать активное участие в различных спортивных,творческих и трудовых мероприятиях детского сада. Все это,несомненно, вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.
При выборе и применении методов семейного воспитания необходимо учитывать ряд условий:
- насколько хорошо родители знают своих детей, их реакцию на ту или иную ситуацию, а так же положительные и отрицательные качества: их увлечения, их взаимоотношения со сверстниками и педагогом, какие просьбы и поручения выполняют, какие затруднения при этом возникают. Для того чтобы понять на сколько хорошо родители владеют данной информацией необходимо проводить тест – опросник, анкетирование, что в дальнейшем помогает более углубленно изучить взаимодействие между детьми и родителями. Благодаря этому педагог сможет дать необходимые методические рекомендации, как правильно родителям организовать свою воспитательную деятельность.
-личный опыт и авторитет родителей, микроклимат взаимоотношений в семье, желание воспитать на собственном примере, так же оказывает большое значение в подборе методов. Здесь обычно используются наглядные методы, а при выборе подходящего, родителями может помочь проведение и анализ анкетирования.
- если же родители отдают свое предпочтение совместной деятельности, то здесь основную роль занимают практические методы. Дети становятся более открытыми при активном общении во время прогулок, просмотре телепередач, совместной трудовой деятельности, все это способствует улучшению взаимопонимания в семье.
-одно из основных условий - это педагогическая культура родителей, она, то и осуществляет основное влияние на правильность выбора методов средств и форм воспитания. Основная и важная функция педагога в том, что он должен подсказать и познакомить родителей с существующими формами и методами, способствующими гармоничному воспитанию ребенка, использовав для этого родительские собрания, консультации, беседы, круглые столы, лектории, конференции,и т. д. Так на какие же именно формы и методы воспитания необходимо обратить внимание родителей :
-Методы убеждения. Здесь используются методы, основанные на личном опыте, такие как беседы, размышления, обсуждения собственного опыта и опыта других, с извлечением урока на будущее, а так же споры, основанные на взаимоуважении.
-Методы обсуждения. В эту группу входят методы поощрения, одобрения словом, взглядом. Методы требования, контроля, а так же доверие ребенку и обращение к нему за помощью.
- Методы приучения. Существенную роль здесь играет микроклимат в семье, семейные традиции.
От установленных родителями приоритетов и зависят их методы воспитания: одни направленно воспитывают послушание, и конечно их методы будут нацелены на то, чтобы ребенок беспрекословно выполнял их требования. Другие же в свою очередь считают необходимым воспитывать самостоятельное мышление, проявление инициативы и, бесспорно, находят для этого нужные методы. [4, с. 263 – 264]
Помимо традиционных методов воспитания, необходимо активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: семейный клуб – это достаточно перспективная форма работы с семьей. Учитывая интересы участников, способствует укреплению института семьи и формированию активной жизненной позиции. Сюда входят: консультации специалистов, открытые занятия, тематические выставки, конкурсы-смотры семейных талантов, журнал наблюдений. Такие мероприятия способствуют налаживанию контакта между родителями и педагогом.
Подводя итог, можно смело говорить о том, что отношения детского дошкольного учреждения и семьи необходимо основывать на сотрудничестве, взаимопонимании и доверии, при условии обратной связи родителей и педагогов. Совместное определение целей работы, распределение сил, средств, совместный контроль и оценивание результатов деятельности – это и есть основа сотрудничества. Будет ли ваш ребенок успешен, самостоятелен, инициативен, открыт для чего-то нового, зависит только от вас, дорогие родители и педагоги.
Библиографический список
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
2. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. - В кн. : Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 2003, с. 4-8.
3. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. М., 2003 - №5, с. 80-85.
4. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А. В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 320 c.
5. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : Учебное пособие / Н. Н Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с.
6. Консультация «Взаимодействие воспитателя и родителей – необходимость в формировании личности дошкольника» [Электронный ресурс]. – URL : https://sadik11-kolokolchik.ru/index.php/konsultatsii-dlya-pedagogov/306. (дата обращения: 20.04.2017).