Ирина Скобелева
Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 373.22
Скобелева И. Л., студентка 3 курса педагогического института
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар – Ола
e-mail : iyamorzova@mail.ru
Науч. рук. - Федорова С. Н. д-р пед. наук,проф.
Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Аннотация. Статья посвящена проблеме психофизического развития детей младшего дошкольного возраста, важную роль в котором играет мел кая моторика ребенка. Для развития мелкой моторики младших дошкольников используются различные методы и приемы, в том числе и нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, в основе которой лежит создание из пластилина барельефных картин на горизонтальной плоскости.
Ключевые слова: дети, младший дошкольный возраст, мелкая моторика, лепка из пластилина, приемы лепки, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста является актуальной. Изобразительная деятельность, в том числе и пластилинография, оказывает положительное влияние на развитие сенсомоторики-умения согласовывать работу глаз и рук, слуха и движений. [1, с. 180].
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. [2, с. 9]. Педагогов и психологи не случайно придают большое значение развитию мелкой моторики у детей с раннего возраста. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. [5]. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на речь, общее и интеллектуальное развитие ребенка.
Средством развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста может стать такая форма работы с пластилином как пластилинография, в основе которой лежит создании из пластилина барельефных лепных картин на горизонтальной плоскости [6].
С целью выявления эффективности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии нами проводилось исследование на базе МАДОУ детский сад «Сказка», р. п. Арья, Уренского района, Нижегородской области. В эксперименте приняли участие 20 детей младшей дошкольной группы. Выводы об эффективности формирующей работы сделаны на основе сопоставительных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Для выявления исходного уровня развития мелкой моторики детей были выбраны следующие методики: «Дорожка» (автор Л. А. Венгер) [4,с. 9], «Упражнение на дорисовывание» (автор Н. А. Бернштейн) [3,с. 44], «Картинка из геометрических фигур» (автор Л. А. Венгер) [4,с. 8].
Приведем количественно-качественные характеристики уровня развития мелкой моторики рук у детей на констатирующем этапе эксперимента. Полученные нами данные по всем трем методикам отражены в рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровни развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента (%).
У 30 % (6 детей) был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики. Эти дети проявляли увлеченность, быстро и без помощи взрослого справлялись с заданиями. Ловко и точно они владели пальцами и кистями рук, что говорит о хорошо развитой у них мелкой моторики. Средний уровень развития мелкой моторики был констатирован у 50% детей (10 детей). У детей данного уровня возникают трудности при вырезании. Им приходится прибегать к помощи взрослого. Они умеют правильно держать ножницы, но быстро устают и вырезают неровные линии. У 20 % (4 ребенка) был выявлен низкий уровень. Эти дети имеют нарушение координации движений. Выполнение по образцу вызывает у них затруднения. Их движения скованны, отсутствуют ловкость и точность.
Следующим этапом была разработка и реализация перспективно - тематический плана работы с использованием пластилинографии для повышения уровня мелкой моторики детей. Для лучшего усвоения материалы тематика занятий была связана с деятельностью детей на других занятиях. (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
На каждом занятии перед детьми ставилась новая учебная задача. В последствии задачи закреплялись и усложнялись. Первое занятие, например, было посвящено самой технике пластилинографии, истории пластилина и инструментами работы с ним. В процессе работы использовался качественный пластилин чистых цветов. На завершающем этапе дети выполняли коллективную композиционную картину, лепную картину с целью закрепления композиционных навыков. Важным направлением работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста мы выделили взаимодействие с родителями. Цель данного взаимодействия-объединить усилия для успешного развития мелкой моторики каждого ребенка группы. Было проведено групповое родительское собрание, на котором было воспитателем было рассказано как с помощью пластилинографии ребенку можно развивать мелкую моторику рук в домашних условиях.
После проведения занятий по пластилинографии в младшей дошкольной группе, участвующей в эксперименте, было повторное обследование, на котором использовались те же диагностирующие методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. По итогу обследования высокий уровень был диагностирован у 40 % (8 детей, средний уровень- 55% (11 детей, низкий уровень-5% (1 ребенок). Показатель высокого уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников повысился на 10%; показатель среднего уровня повысился на 5 %, показатель низкого уровня снизился на 5%. Дети с высоким уровнем самостоятельно выполнили все задания, некоторые в своих работах проявляли творчество (нарисовали сюжетную картинку). Младшие дошкольники со средним уровнем периодически прибегали к помощи взрослого, но были заинтересованы и старались выполнить работу до конца. Они часто останавливались, так как уставала рука. Дети с низким уровнем не были инициативны, выполняли работу с помощью взрослого и не проявляли стараний.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование пластилинографии способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети овладели техникой работы с пластилином, повысился интерес к пластилинографии, проявляли усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.
Литература
1. Анисимова О. А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 179-181.
2. Баева Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе работы воспитателя // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 8-10.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.
4. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2001. - № 3. - С. 17-26.
5. Денисова Л. Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-detey-2-4-let-sredstvami-plastilinografii ( дата обращения: 18.12.2020).
6. Комиссарова, Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста / Л. В. Комиссарова. — // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ ( дата обращения: 05.04.2021).