Валентина Станиславская
Использование квест-технологий в музыкальных занятиях при работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением квест-технологий на музыкальных занятиях в детском саду. Выясняется необходимость использования квест-технологий, а также определяются уникальные возможности, которые приносит применение информационных технологий в работе с дошкольниками.
Публикация «Использование квест-технологий в музыкальных занятиях при работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные квесты для детей
- Темочки
Ключевые слова: квест, дошкольники, возможности, технологии, музыкальные занятия.
В век быстро развивающихся технологий меняется весь уклад жизни человечества. Также происходят изменения и в сознании общества. Например, часто можно слышать о так называемом «клиповом мышлении», когда люди могут воспринимать мир с помощью некоего яркого пятна информации, которое чаще всего существует в виде короткого видеоклипа. С подобным мышлением человеку становится трудно воспринимать большое количество текста без аудио- или видео-сопровождения. Особенно сильно изменения касаются дошкольников, ведь они с самого рождения развиваются в среде, наполненной различными электронными инновациями. Образовательные технологии также не стоят на месте, подстраиваясь под новые условия в мире.
Именно поэтому методы и приемы работы в дошкольном учреждении должны меняться, подстраиваться под современный ритм жизни. Следует отметить, что для этого выявляются новые возможности, и в данном случае очень помогает использование квест-технологий на различных занятиях в дошкольном учреждении. Особенно эффективно при этом применение данных технологий на музыкальных занятиях с дошкольниками.
В настоящее время все большая роль в дошкольной педагогике отводится современным образовательным технологиям, среди которых широкое распространение получили такие как: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, проектные технологии; игровые технологии, технологии творческих мастерских и т. д. Это связано, прежде всего, с тем, что использование данных технологий в обучении вызывает больший интерес у дошкольников, по сравнению с традиционными формами работы [7]. Например, одной из таких форм являются появившиеся сравнительно недавно квест-технологии, которые все активнее внедряются в деятельность дошкольников на музыкальных занятиях.
Особенность квест-технологий в том, что дошкольники воспринимают квест не как обычное музыкальное занятие, а как интересное путешествие, наполненное загадками и испытаниями. Поэтому информация на занятии с применением квест-технологий будет усваиваться значительно лучше. К тому же, всем известно, что игра для дошкольного возраста является ведущей деятельностью и имеет важную роль в становлении духовности и в формировании системы нравственных ценностей, что весьма ценно при социализации детей [7].
Именно по этой причине квест-технологии на музыкальных занятиях должны улучшить не только усвоение музыкального материала и знаний, но и способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения, что в свою очередь может позволить решить педагогу одновременно задачи обучения и воспитания.
Таким образом, мы видим, что уже само исходное значение данного понятия определяет возможность его использования на музыкальных занятиях в детском саду. В свою очередь образовательный квест – это педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы [8].
Как любая игра, квест выполняет познавательную, развивающую, развлекающую функции. Для достижения цели, в процессе прохождения игры нужно «ходить» и «что-то искать», т. е. участвовать в определенном процессе обучения: решать какую-то головоломку, находить правильное решение для перехода на следующий этап и т. д.
Современные педагоги и ученые-методисты различают несколько видов таких обучающих процессов. Это линейные, штурмовые и кольцевые.
При линейном процессе решение одной задачи позволяет решать следующую. При штурмовом процессе с помощью различных подсказок дошкольник самостоятельно должен выбрать способ решения задания. А кольцевой процесс в целом напоминает линейный квест с тем лишь различием, что задания выполняют сразу несколько команд, стартующих из разных точек [9].
Если посмотреть на такие обучающие процессы внимательнее, то можно заметить, что квест-технологии в детском саду весьма похожи на компьютерные игры (на основе которых они, собственно, и построены, что также может пробудить интерес дошкольников. Например, и компьютерные игры и квест должны предполагать достижение конкретной цели через прохождение промежуточных испытаний. Это сходство можно увидеть и в системе подсказок, которые, впрочем, встречаются не всегда, что усложняет процесс решения задач и делает его увлекательным.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются такие задачи как:
1. Образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
2. Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности; расширение кругозора, эрудиции.
3. Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Решая задачи образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» по направлению «Музыка» квест-технологии могут быть применены в организации музыкальных занятий, детских праздников, тематических и семейных досугов и развлечений. Так же форма квест–игра может использоваться в работе с родителями.
Например, в рамках данной технологии музыкальный руководитель может организовать:
1. Квест – занятие «Путешествие в музыкальную страну» в старшей группе, где решалась бы такая цель как воспитание у детей любви к музыке, поддержание интереса к разным видам музыкальной деятельности через современные игровые технологии.
2. Квест – игра, новогоднее развлечение «На поиски новогодней песенки» для детей старших и подготовительных групп, где ребята искали бы нотки для песенки, которую должен был услышать Дед Мороз.
3. Квест – игра, осеннее развлечение «На поиски Осени». На этом празднике дети бы спасали Осень, выполняя задания Бабы Яги.
Поэтому, если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью. Таким образом, применение квест-технологии в воспитательно-образовательном процессе позволяет решать задачи развития детской инициативности и творчества.
На музыкальных занятиях квест-технологии должны улучшить не только восприятие музыкального материала, но и способствовать моральному становлению ребенка как личности; стимулировать умственное и нравственное развитие. Подобные технологии помогут разнообразить учебный материал и сделать пребывание дошкольников в детском саду еще более радостным и интересным. Именно при таком подходе дошкольники становятся активнее, внимательнее, раскрывают свои личностные качества, а также творческие способности.
Список литературы
1. Антонова, М. А. Формирование эффективного механизма информационного и организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования / М. А. Антонова, А. С. Валентонис, О. В. Вильчинская, М. Н. Вишневская, С. Г. Воровщиков, М. В. Воропаев, Е. А. Лаврентьева, М. Ю. Парамонова, А. В. Теремов, М. А. Щербинина // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – №1 (41). – С. 270-282.
2. Антонова, М. А. Фортепианный ансамбль – форма обучения студентов музыкально-педагогического факультета / М. А. Антонова // Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования. – М. : МГПУ, 2010. – С. 50-52.
3. Антонова, М. А. Педагогическое общение в творческом процессе взаимодействия педагога-хормейстера и учащихся / М. А. Антонова, И. Вань // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. – М. : УЦ Перспектива, 2018. – С. 125-130.
4. Антонова, М. А. Психолого-педагогические основы управления хоровым коллективом / М. А. Антонова, И. Вань // Образовательный форсайт. – 2019. – №1. – С. 20-25.
5. Антонова, М. А. Проблема освоения современной хоровой музыки в условиях педагогического образования / М. А. Антонова, С. Нин // Образовательный форсайт. – 2019. – №1. – С. 26-31.
6. Белоконь И. А. Развитие навыков чтения с листа в концертмейстерском классе / М. А. Антонова, И. А. Белоконь // Искусство и образование. – 2017. – № 5 (109). – С. 36-45.
7. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е. В. Куличковская, О. В. Степанова. – М. : Речь, 2008. – 144 c.
8. Малащенко, В. О. Специфика реализации музыкального образования студентов на основе MIDI-технологий / В. О. Малащенко, М. А. Антонова, И. А. Белоконь, А. В. Вязников // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 4. – С. 422-434.