Юлия Шишлова
Использование ИКТ как средство проведения современных занятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ как средство проведения современных занятий в ДОУ
Слайд №1.
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорошо освоили, то в дошкольных учреждениях воспитатели только привыкают к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе. Большинство воспитателей привыкло проводить традиционные занятия с детьми, тогда как использование компьютера позволяет сделать занятия более современными, нетрадиционными.
Публикация «Использование ИКТ как средство проведения современных занятий в ДОУ» размещена в разделах
Однако ДОУ не может оставаться в стороне, являясь носителем знаний и культуры. Воспитатели должны стремиться постоянно повышать эффективность образовательного процесса воспитанников.
Именно развитие этой образовательной области является одним из приоритетов, согласно государственных документов об образовании. Рассмотрим возможности проведения современных занятий с использованием ИКТ в ДОУ подробнее.
Слайд №2.
Использование в процессе обучения дошкольников ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из способов сделать занятие современным и нетрадиционным и позволяет существенно повысить качество предлагаемой детям информации. Информатизация системы образования постепенно предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности
Слайд №3
Современный воспитатель должен не только сам уметь хорошо владеть компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и уметь разнообразить с их помощью занятия детей, активно использовать их в своей педагогической деятельности. Только педагог, который с радостью познает сам что-то новое и привносит это в свою работу, умело сочетает традиционные и современные методы обучения, может стать по-настоящему интересным детям и проводить занятия не только познавательно, но и с увлечением. Именно такой педагог сможет воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Призвание воспитателя стать для ребенка проводником в мир новых технологий, познакомить со всеми образовательными технологиями.
Слайд №4
Целью работы при использовании ИКТ в дошкольных учреждениях, является, повышение качества образования через активное использование традиционных и современных методов обучения в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд №5
Задачами воспитателя при разработке современного занятия с использованием информационно-компьютерных технологий являются:
• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
• подготовка банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
• создание комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которая гармонично сочетает традиционные и современные занятия с детьми.
Слайд №6
Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Слайд №7
Проведение нетрадиционных занятий в ДОУ с использованием ИКТ имеет множество преимуществ:
• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Слайд №8
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет:
• расширить возможности педагога;
• повысить качество образования детей;
• повысить качество демонстрационных материалов-иллюстраций;
• использовать показ видеофрагментов;
• экономить время на занятиях за счет высокой скорости обновления дидактического материала;
• развивать творческие способности детей;
• компактно хранить большие объемы информации;
• легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме;
• представлять детям информацию сразу в нескольких видах (звуковую, визуализированную).
Слайд №9
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером на занятиях с дошкольниками является проведение медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций. При проведении НОД с детьми я стремлюсь максимально использовать возможности презентаций, поскольку они позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Слайд №10
В своей практике я применяю как готовые мультимедийные презентации, так и разработанные лично мной для различных образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность».
Проведение традиционных занятий и современных с использованием ИКТ позволило мне сделать вывод, что на занятиях современного типа у детей существенно повышается интерес к представленной информации, лучше развивается память, словесно-логическое мышление. Кроме того, за отведенное для занятий время, дети получают больший объем информации в более наглядном виде.
Слайд №11
Поскольку специализацией моей образовательной деятельности в НДОУ №128 является проведение занятий по познанию окружающего мира, в моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций на соответствующие темы:
- Космос и Солнечная система;
- Путешествия в прошлое (истории развития привычных вещей);
- Праздники в нашей жизни;
- Животные нашей планеты;
- Интересные места на Земле;
- Безопасность на улице и дома
и многие другие.
Слайд №12
Однако, несмотря на множество преимуществ, которые дает использование ИКТ на занятиях с детьми, необходимо учитывать множество факторов:
- «общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя;
- для проведения фронтальных занятий необходимо использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2-,5 метра;
- не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Слайд №13
Таким образом, в процессе работы, я смогла сделать вывод, что проведение нетрадиционных занятий в ДОУ и в частности занятий с использованием ИКТ ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. Однако, следует помнить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.