Страхова Елена
Гендерное воспитание детей младшего школьного возраста
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К. Д. Ушинский
Гендерная культура - это составляющая общей культуры человека. Обобщенно данный вид культуры предполагает: идентификацию личности как представителя определенного пола, знания о роли и жизненном предназначении мужчины и женщины, готовность к принятию и исполнению своей гендерной роли; ценностное отношение к своей половой принадлежности, браку, материнству и отцовству; отсутствие дискриминационного отношения к представителям другого пола, стремление к позитиву во взаимоотношениях полов.
Публикация «Гендерное воспитание детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого гендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.
Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками, однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Ребенок стремится к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения. В младшем школьном возрасте у ребенка необходимо формировать представление о настоящих и будущих социальных ролях и соответствующие личностные качества. Несмотря на то, что в педагогической науке разрабатываются новые подходы к организации воспитательной работы, ориентирующие педагогов на развитие личности с учетом ее половой принадлежности, в массовой практике общеобразовательных школ они не получили широкой поддержки.
В качестве ведущих целей актуальности гендерного воспитания выступают : расширение профессиональных знаний и умений педагогов в области гендерной педагогики и психологии; формирование направленности гендерного самосознания педагогов и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
• в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
• организации внимания;
• в формах активации эмоций;
• в мотивации деятельности и оценки достижений;
• в поведении.
• Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.