МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи

Татьяна Рябкова
Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи
▼ Скачать + Заказать документы

1. Духовно-нравственное воспитание – базовая основа современного образования детей и молодежи.

Термин «образование» (в его педагогическом значении) относится только к деятельности людей. Впервые этот термин в научный обиход ввел швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827, а в русскую литературу Н. И. Новиков (1741-1818). Под образованием в тот период времени понимали формирование «образа» (духовного или телесного).

Публикация «Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи» размещена в разделах

Новый акцент в определение этого понятия внесла педагогическая деятельность. Сегодня оно трактуется как учебно-воспитательный процесс, осуществляющийся в образовательных учреждениях с помощью целей, специальных программ и методов в рамках определенного содержания образования.

«Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-целостного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях, самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.

Согласно В. А. Мижерикову и П. И. Пидкасистому, образование представляет собой «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированной на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны».

Известно, что слово «образование» имеет христианские истоки. Слово «образование» выводится из понятия «образ», поскольку отечественная педагогика длительно время исходила из того, что в ребенке надо формировать «образ Божий». Исследование показало, что методологической основой русской педагогики конца XIX и начала XX века является христианская антропология, христианская концепция возникновения и развития мира. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке.

Таким образом, базовой основой современного дошкольного и общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности детей и молодежи.

В свете изложенного, первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи имеет педагог. К. Д. Ушинский отмечал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений; «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

2. Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в процессе становления личности ребенка.

В православной педагогике воспитание подразделяется на телесное (физическое) и духовное. В частности в «Полном курсе педагогики» (1895г.) проф. М. Олесницкого отмечается: «Так как человек есть по природе своей двухсоставное существо, т. е. состоит из тела и души, то потому и воспитывать дитя надобно с двух сторон – телесной и духовной».

«Душа человеческая – бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Это божественная основа в человеке, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета».

Общество должно создать условия не только для развития человека, но и для возвышения этой жизни в мир духовного бытия. Эти условия в обществе складывались на протяжении тысячелетий и проявлялись в традициях и обычаях жизни народа. Обычай, быт, традиции народов России складывались в лоне православной веры и хранились а простом народе. Именно православное вероучение составляет функциональную основу разработки теории христианского православного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

3. Основные понятия, цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей

Определение методологии духовно-нравственного воспитания требует, как отмечает С. Ю. Дивногорцева, чёткого понимания того, что есть воспитание духовное и что есть воспитание нравственное.

Духовное воспитание традиционно определяют как воссоздание общей жизнью человека с Богом – Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа.

Нравственно воспитание – это содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирование целостной иерархической структуры личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию.

В этой связи, духовно-нравственное воспитание С. Ю. Дивногорцева определяет как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом – Троицей через воздействие благодати Святого духа и постепенным взращиванием цельной культуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

В основе нравственного воспитания лежит воспитание нравственных чувств, способность вступать в дружелюбные отношения к ближним и бескорыстно делать им добро, а также поступать всегда и во всем справедливо и по совести. Самой высокой способностью в человеке является религиозно-нравственная (духовно-нравственная) – способность человека познавать высочайшее существо – Божество и вступать в глубине духа своего в общение и союз с Ним. Именно эта способность должна задавать тон всем прочим способностям и всей жизни человека, должна проникать их, одухотворять и освящать.

Таким образом, категориальные понятия проблемы православно-ориентированного духовно-нравственного воспитания ориентируются на необходимость целеустремленности и направленности деятельности педагогов и воспитателей на восстановление в ходе педагогического процесса целостности человека, развитие всех его сил, сторон и соблюдение при этом иерархического принципа устроения человека, при котором образ Божий в нем мог бы раскрыться во всей силе и полноте.

Цель православно-ориентированного духовно нравственного воспитания – духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующееся благодаря совместному действию благодати Святого духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека (С. Ю. Дивногорцева). Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. В контексте приведенного определения, основной целью педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей является формирование у воспитанников главных человеческих качеств (добродетелей, которые в своей совокупности составляют основу его духовности и направленности, предотвращение и искоренение недостатков (грехов, страстей).

Задачи духовно-нравственного воспитания детей :

- раскрытие воспитаннику цели и смысла человеческой жизни, высоты назначения человека, указание ему путей и средств к достойному прохождению земного поприща;

- оказание воспитаннику помощи в познании себя, что он, как и все человечество, находится в неестественном состоянии, которое святые отцы называют не нормальным, а падшим;

- сохранение свойств детской невинной души и создание условий для развития нравственных способностей, вложенных Творцом в душу человека;

- формирование и укрепление у воспитанников главных человеческих качеств (добродетелей, таких, как вера, надежда, любовь, милосердие, страх Божий и др., позволяющих сформировать понятие о совершенном человеке и помогающих ребенку увидеть, каким он должен быть на сомом деле;

- формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

- пробуждение в ребенке желания стать лучше, поддерживание этого желания на протяжении всех лет обучения с привлечением личных усилий и усердия воспитанника, личного участия в развитии всех своих духовных сил;

- создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми, переживаемых как сострадание и сорадование реализуемых в актах содействия, помощи, защиты;

- постепенное внушение детям высших истин и высших требований как базовой основы для будущего духовно-нравственного самообразования воспитанника;

- коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребёнка в соответствии с идеальной нормой, нравственный абсолютом, образом Божиим.

Таким образом, основные задачи духовно-нравственного воспитания вытекают из его цели и кратко формулируются следующим образом :

- восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения (Иоанн (Маслов, схиархимадрит);

- искоренить в душе ребенка все дурное и насадить все доброе (святитель Феофан Затворник)

4. Содержание, основные направления, формы и методы духовно-нравственного воспитания.

Православная педагогика связывает духовно – нравственное воспитание с усвоением детьми Божественных истин, с формированием у них «страха Божия» (т. е. высокого благоговейного чувства, избавлением от греха, с правильной христианской жизнью родителей и воспитателей и необходимостью призывания в этом процессе помощи Божией. Эти положения фактически определяют содержание духовно-нравственного воспитания и основные его направления, реализация которых обеспечивает решение задач духовно-нравственного воспитания. Такими направлениями являются следующие:

- приобщение детей к русской православной культуре, христианскому православному вероучению:

- приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

- гармоническое развитие всех способностей ребенка при приоритетном развитии высшей религиозно-нравственной способности;

- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

- воспитание воли как нравственной способности, то есть способности хотеть и распоряжаться собою и всем сообразно с присущим человеку нравственным законом;

- создание одухотворенного пространства жизнедеятельности ребенка.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является формирование у детей главных человеческих качеств (добродетелей). Добродетель, с позиций православного педагогического мышления, - это делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположные греху.

Основными ведущими человеческими качествами (добродетелями) являются, в свете православного вероучения, Вера, Надежда, Любовь.

5. Семья, как ведущий фактор духовно-нравственного воспитания детей.

Анализ научной философской, социологической, психолого-педагогической литературы, опыта семейного и школьного воспитания показывает, что сегодня нравственное состояние подрастающего поколения вызывает сильную тревогу у ученых и общественности: многие дети ставят свою волю выше воли взрослого (матери, отца, учителя, оказываются самолюбивыми, своенравными и своевольными. Небывалого уровня среди детей и подростков достигла распространенность нравственно-психических заболеваний.

Одной из основных причин низкого уровня нравственности детей и подростков является, согласно результатам исследований отеческих ученых, кризис современной семьи. Этот кризис обусловлен утратой преемственности с культурно-историческим прошлым, нарушением связи между поколениями. В связи с утратой исторической преемственности семья не выполняет своей главной функции: передачу подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей.

Сущность понятия «православная семья». Роль семьи в жизни ребенка; функции семьи.

В свете выше изложенного представляется весьма актуальной проблема сущности понятия «православная семья», ее основных педагогических функций и роли в духовно-нравственном становлении личности ребенка.

Важность и плодотворность семейного воспитания раскрывали в своих работах зарубежные (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Зайлер и др.) русские (В. В. Зеньковский, П. Ф. Лесгафт, М. Олесницкий и др.) современные православно ориентированные педагоги (Е. Шестун, Т. Лазарева и др.). Много внимания уделено этому вопросу ы трудах Святых Отцов: святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Крондштатского, Игнатия Брянчанинова, оптинских и глинских старцев и др.

В России семья традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи православной. По мнению В. В. Зеньковского «ребенок не может жить без семьи». Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отеческую традицию. Семья также формирует область духовно-нравственную, возбуждает в душе ребенка радость жизни, любовь к людям, закладывает основу религиозной жизни, содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости, сознания ответственности.

Трудности семейного воспитания. Факторы, характеризующие распад семьи или производящие глубокие перемены в семье.

Семья не остается постоянной и неизменной в процессе общественного развития. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделены основные факторы, приводящие к распаду семья или глубоким переменам в ней. Первый фактор связан с почти полным исчезновением труда в семье. В связи с развитием современной культуры семья начинает превращаться из трудовой в потребительскую единицу, пользующихся всем нужным в ближайших магазинах. Второй фактор – это урбанизация жизни, поглощение населения большими городами, что отрывает человека от природы. Третий фактор связан с изменением положения женщины в семье. Экономическая независимость женщины в семье дает право иначе строить внутрисемейные отношения. Четвёртый фактор связан с тем, что на смену натурального хозяйства пришло товарное производство.

Все обозначенные выше факторы объективно обусловлены процессом культурного развития общества, что в целом приводит к тому, что современная семья не может выполнять своих прежних функций. Это связано также и с тем, что понятие «свобода» в семье стало трактоваться как уничтожение препятствий вообще. Сегодня вместо «свободы», как отмечает В. В. Зеньковский, имеет место хаос, что породило многосемейность мужчины, «свободное материнство» женщины, а также явление ухода детей из семьи. В. В. Зеньковский также отмечает, что «…приходит время когда семья должна приложить все усилия, чтобы стать проводником христианского света, стать основой возрождающегося христианского общества».

Вся современная европейская цивилизация официально признается по своему характеру христианской, а учение Иисуса Христа провозглашается высшей нравственной истиной, основным законом духовного развития человека. Так, пятая заповедь Ветхого Завета гласит: «Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Пятая заповедь учит нас почтительно обходиться с родителями: быть не только вежливыми, кроткими, услужливыми, но и каждое слово и движение души чтобы были выражение почтения и глубокой признательности, послушания. Любовь к родителям, согласно учению святителя Феофана Затворника, должна быть с «почтением и покорность

Список используемой литературы

1. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2009. – с. 99

2. Загрекова Л. В. Православная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Загрекова. – Н. Новгород: НГПУ, 2013. – 340с.

3. Зеньковский В. В., протоиерей. Педагогика. – Клин, 2004. – с. 91

4. Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. – М., 2006. – с. 190

5. Полный курс педагогики. Руководство для всех занимающихся воспитанием и обучением детей. Проф. М. Олесницкого. – Выпуск 1: Теория воспитания. – Киев 1895 – с. 134

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи
Опубликовано: 16 октября 2022 в 22:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рябкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД