Ирина Бараева
Музейная педагогика как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Музейная педагогика, как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «Музейная педагогика как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В наше время остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Период дошкольного детства очень важен в этом отношении, ведь именно с этого возраста формируются элементарные представления о семье,о родном крае, об Отечестве. Дети узнают много нового и интересного об историческом прошлом своего народа, о культурном и героическом наследии. Очень важно в этот период вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка на поступающую извне информацию, научить его понимать семантику слов «добро» и «зло», отличать хорошее от плохого.
Музей, как хранитель истинных ценностей народа, его прошлого и настоящего, может сыграть огромную роль в становлении ребенка как личности, развить в нём любознательность, стремление к познанию. Сегодня хочу поделиться с вами опытом приобщения детей к историческому наследию. Первая наша экскурсия состоялась 6 лет назад. И было это приурочено к Дню снятия блокады. Это особая дата для нашего Санкт-Петербурга и страны в целом. Хотелось дать возможность детям прикоснуться к великому подвигу ленинградцев. Создали проект «День снятия блокады». Целью, которого, было расширить представление детей о значимых исторических событиях Родины в период Великой Отечественной Войны и о роли их родного города в этих событиях. Подключили к работе родителей. Практически каждая семья в нашем городе имеет свою историю блокады. Набралось достаточно много материала. Был создан альбом с фронтовыми письмами, фото, рассказами блокадников детей и взрослых. Прошла выставка детских рисунков о блокаде. Было проведено торжественное мероприятие в детском саду, на которое были приглашены ветераны, пережившие блокаду. Итогом этого проекта стала организация экскурсии для подготовительных групп по памятным местам с посещением мемориалов в Сосновском парке и Пискарёвском кладбище., возложение цветов. Теперь это стало традицией в нашем детском саду. Ежегодно ко дню снятия блокады мы посещаем Дорогу жизни, Ладожское озеро, Пискаревский мемориал, Сосновку, Музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда» на Невском пятачке. После первой экскурсии мы задались вопросом, почему бы не создать проекты, итогом которых будет поездка в музей. Вышли на связь с музеями, узнали что интересного они могут нам предложить и поделились своими пожеланиями. Поскольку поездки можно было организовать только в выходные дни, то нашли перевозчика. Как это часто бывает, когда начинаешь интересное дело, сподвижники появляются можно сказать на глазах. Опять на помощь пришли родители, которые видели прекрасные результаты. Нашлись и экскурсоводы, которые великолепно работают с дошкольниками. Иногда роль экскурсовода берут на себя воспитатели. И дело пошло! Проект «Волшебница вода» - итог поездка в Музей воды. Проект «Прогулка по летнему саду» - Летний сад. Рождение Санкт-Петербурга – Петропавловская крепость., Домик Петра Первого. Многие проекты были приурочены к датам. Например День Космонавтики- Планетарий, День защитника Отечества – Артиллерийский музей. День Толерантности – Этнографический музей. На сегодняшний день разработано и воплощено много проектов и в них участвуют не только дети подготовительных групп. Мы снизили возраст до средней группы. Дети растут и экскурсии усложняются, объём материала растет. Родители не остаются в стороне и оказывают помощь и поддержку. Создание проектов дает возможность подготовить детей к поездке в музей, вовлечь в процесс родителей. Ведь мы с вами знаем, что очень немногие папы и мамы знакомят ребёнка с культурным наследием. На протяжении этих лет мы убедились, что выбрали правильный путь. Дети готовятся к поездке и с нетерпением её ждут, умеют себя вести в музее и являются не только пассивными слушателями, но и задают вопросы экскурсоводу и даже успевают поделиться своими знаниями. Некоторые ребята делают снимки и потом создают с помощью родителей альбомы о музее, где побывали. Эти альбомы часто просматриваются группах, и приятные и полезные воспоминания о поездке сохраняются на продолжительное время. Кроме того, воспитатели создают виртуальные музеи, где дети сами выступают в роли экскурсоводов.
Экскурсии в музеи помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного и патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования научить ребёнка учиться и познавать.