Ольга Скворцова
Мини-музей «Птицы — наши друзья» как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №376 Тракторозаводского района Волгограда»
Наумова Анна Викторовна– воспитатель
Статья «Организация в детском саду мини-музея «Птицы – наши друзья», как средство экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Мини-музей „Птицы — наши друзья“ как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашей группе организован мини-музей птиц. А началом этой идее послужила обыкновенная игрушка - Совунья. Наши дети любопытны, впечатлительны. Стали рассматривать Сову, спрашивать, почему у неё клюв, а не рот, где у Совы руки и так далее. Поэтому мы решили создать мини – музей «Птицы – наши друзья».
Из листа фанеры была изготовлена основа – дерево, дом мудрой Совы, сделаны полки. Мамы сшили занавеску, которая как бы отделяет музей от остального пространства группы, создаёт такой уютный уголок природы.
В коридоре, разделяющем раздевалку от группы решили сделать галерею знакомящую детей с птицами, наиболее часто встречающиеся детям на участке детского сада или по дороге домой. Картинки с изображением птиц съёмные, их можно менять.
Роль мудрой Совы – самая главная. Она хозяйка музея. И дом у ней не простой. Одна из его целей – донесение до детей темы недели. После завтрака можно пойти в гости к мудрой Совушке и найти в её домике подсказку.
Можно задать вопрос Сове, написать письмо со слов детей. Для почты в домике есть специальное окно.
Мы организовали в музее птиц – птицы леса, водоплавающие, и более знакомые детям – домашние птицы. Домашние птицы ребятам нравятся больше всего. Они поселились у нас за этим живописным забором.
Можно не только их рассматривать, узнавать, называть, но и познакомить с особенностями питания. На полочке можно видеть корма, брать в руки, высыпать, рассматривать
Старались организовать мини-музей так, чтобы он стал интерактивным, чтобы в нём можно было проводить какую-то самостоятельную деятельность или совместную с воспитателем.
Предметы музея мобильны, полифункциональны, легко применимы в других областях деятельности. Пё рышки можно взять в руки: рассмотреть, погладить, применить в дыхательной гимнастике.
На закрепление математических представлений посчитать, сколько в гнезде яиц, а сколько вылупившихся птенцов. И так далее
Эксперименты «Тонет – не тонет», «Что легче», «Летает – не летает», связанные с водой и воздухом тоже можно проводить в музее птиц,
так как с птицами связано и место их обитания. Для экспериментирования оборудование подробно находится в лаборатории на постоянном месте, недалеко от мини–музея – всё под рукой. Рассмотреть под лупой те же перья, корма – это уже открытие.
Рядом с лабораторией подборка дидактических игр по теме «Птицы», альбом для рассматривания, а также наборы для художественно-творческой деятельности, рисунки, выставка поделок. Есть игры, сделанные своими руками по теме «Птицы».
Для развития мелкой моторики представлен ряд авторских игр и пособий. Например: «Совушка». Крыша домика мудрой Совы со съёмной черепицей с одной стороны и геометрическими фигурами с другой. Можно применить, как для индивидуальной работы, так и для самостоятельной, а также для развития дизайнерских способностей. Можно играть стоя, а можно присесть на пенёк. Детали находятся в сумках с изображением птиц и прикреплены к домику сбоку на крючки-птички.
Петушок может предложить поиграть со своими горошинами, нанизывать их все на нитку и увидеть портрет петушка на дне тарелки. Вот такая интрига. Можно помочь цыплятам отыскать червяков среди фасоли – игра на развитие тактильных ощущений.
Нарисовать пальчиком рисунок на подносе с пшеном – на развитие творческого самовыражения, и мелкой моторики.
В библиотеке музея представлены книги по данной теме соответствующие возрасту. С правой стороны – выставка предметов быта прошлых лет и современные предметы с изображением птиц, что ещё раз подчёркивает взаимосвязь человека и природы, его любовь к птицам.
Мобильная доска на двери предназначена для совместной и самостоятель-ной деятельности детей. Можно прикреплять сюжетные и предметные картинки с изображением птиц и рассматривать их, проводить беседу.
Играть в игры по теме на магнитах. Например…. Если мудрая Сова принесла сегодня детям новую экологическую сказку,
то часто дети, рассаживаясь полукругом, смотрят её на магнитной доске, сопровождаемую рассказом воспитателя. Ну и плоскостной театр русских народных сказок, где героями являются птицы.
Для игры «Следопыт» мы наклеили птичьи следы на пол. Эта ира для детей нашего возраста скорее носит функцию физминутки – можно попрыгать по следам воробья и пройти по следу уточки.
Таким образом создание и внедрение в образовательный процесс мини – музея «Птицы – наши друзья» доказала эффективность этого метода для повышения экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Дети получили элементарные знания о Царстве птиц, умение самостоятельно добывать знания о птицах, а также природоохранные навыки.