МААМ-картинки

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста

Ирина Чалкова
Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Abstract : the article reveals the essence of the project method as innovative educational technology and its use in work with children of preschool age.

Ключевые слова: инновационная деятельность, метод проектов, дети дошкольного возраста.

Публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Key words : innovation activity, project method, children of preschool age.

Переход на использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания дошкольников, одной из которых является метод проектов.

Л. С. Киселева метод проектов представляет как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели [3, с. 13].

Метод проектов характеризуется комплексным и интегрированным характером осуществления и протекания, что находит отражение во взаимосвязях между многими сторонами воспитания личности, а также в разных видах деятельности, в которые может быть включен воспитанник.

Проект – сложный вид деятельности, требующий многих способностей и значительный усилий от детей, поэтому в полной мере в работе с дошкольниками он представлен быть не может. Тем не менее, данный метод можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а некоторые дошкольные образовательные учреждения реализуют их в средних и даже в младших группах.

Педагогическая ценность детского проекта определяется возможностью осуществления силами данного ребенка или группы, содержанием в ней новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, навыками, которые развивает в дошкольнике работа над данным проектом, заинтересованностью ребенка в проблемном обучении.

При проблемном обучении дошкольник систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Дошкольник получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетентности. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта.

Появление материального социально значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности по воспитанию с детьми дошкольного возраста. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельное развитие знаний, умения и навыков на занятиях, а личностных качеств на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования личность дошкольника формируется незаметно для дошкольника, увлеченного решением актуальной проблемы, положенной в основу проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных проектов.

Темы детских проектов нужно выбирать из содержания учебных занятий или из близких к ним областей. Для проекта требуется проблема, знакомая дошкольникам, значимая для них и интересная им. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Целесообразно в процессе работы над темой проекта включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными источниками информации (мультфильмы, театры, кино, книги и т. д., подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей) [4, с. 77].

Особо следует подчеркнуть, что педагог не должен навязывать тему проекта. Дошкольникам, в силу возрастных особенностей тяжело поставить цель будущего проекта или наметить центральную проблему всей деятельности. Педагог же генерирует идеи проекта, выносит их на суд детям, ставит перед ними проблемную ситуацию, которая заинтересовывает детей, формирует интерес и желание реализовывать проект.

Важно обращать внимание детей на то, что результатом проекта будет являться физически существующий объект, качество выполнения которого зависит от каждого участника. Этого можно добиться, если дети будут активно обсуждать идеи проекта.

В режиме дня проект может реализовываться как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий, на прогулке.

Выбор темы проекта определяется поставленными задачами условиями, в которых планируется реализовывать проект.

Логика построения проекта определяется последовательными этапами протекания проекта. Каждый этап проекта представляет собой комплекс задач, представленный для участников проектной деятельности, реализация которых обеспечивает качественное выполнение проекта.

Метод проектов обязательно предполагает самостоятельную деятельность со стороны дошкольника индивидуальную, групповую, коллективную, которую они выполняют в отведённое время. Оптимальным временем, которое отводится на проектирование, считается время от нескольких минут занятия до одной - двух недель в режиме урочных - внеурочных занятий в ДОУ.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме специфики педагогической деятельности, в том числе специалистов дошкольного образования, выявил, что проект имеет сложную структуру[1, с. 17].

Структура проекта, адаптированная к ДОУ в исследованиях Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса, выглядит следующим образом [2, с. 41].

1. целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Данная последовательность наиболее приемлемая в работе с дошкольниками.

Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Таким образом, проект, как способ совместной деятельности детей и метода, построенного на основе их интересов, открывает перспективныевозможности воспитания. Проектная деятельность,являясь действенным средством развития умственных способностей ребенка, способна также всесторонне развивать личность, что соответствует современным запросам общества.

Литература

1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. – Москва : ТЦ Сфера 2004. – 86 с.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика — Синтез, 2008. –112с.

3. Киселева, Л. С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ[Текст]/ Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. – Москва: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике[Текст]/ Л. Д. Морозова. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя»Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя» Метод проектов в детском саду имеет глубокие и прочные корни. Ещё первые советские педагоги уделяли ему большое внимание. Можно с уверенностью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 14:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чалкова (УИ 1193839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД