Абросимова Елена
Консультация для родителей «Мелкая моторика — важно не упустить время»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – важно не упустить время!
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Данный материал раскрывает особенности развития мелкой моторики в возрастные периоды взросления ребенка. Приведен ряд игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика — важно не упустить время“» размещена в разделах
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, пальчиковые игры, ребенок.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Не секрет, что каждый родитель при рождении и воспитании малыша, задает себе вопрос: «С чего начать?», «Что не упустить?», «Как не навредить!». Сегодня мы поговорим о мелкой моторике рук, о ее важности в жизни детей.
Еще около ста лет назад итальянский врач и педагог, Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Отмечалось, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка. К сожалению, не все родители занимаются этим вопросом и упускают время, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы в дальнейшем приводят к трудностям с овладением письмом и чтением в школе.
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук. Она тесно связана с развития таких психических процессов, как внимания, памяти восприятия, мышления и речи.
Многие ученые советуют заниматься развитием моторики с восьми месяцев, другие с раннего возраста. Сейчас рассмотрим основные этапы развития.
Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:
2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хорошо развит хватательный рефлекс, может удерживать палец взрослого несколько секунд, изучает свое тело.
Начните развитие в этот период, с поглаживания и легкого массажа пальчиков. Возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это занятие очень полезно и приятно для ребенка, оно которое оказывает положительное влияние на общее развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.
3-6месяцев. В этом возрасте ребенок сам тянется к игрушкам и предметам, которые ему интересны. В это время важно отметить ведущую руку. Понаблюдайте за ребенком.
Давайте малышу возможность прикоснуться к новым предметам. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простые пальчиковые игры, которые создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Выберите время, когда ребенок в хорошем настроении. Пока ребенок еще мал, вам нужно помочь ему, он учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять, запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Пальчиковые игры и упражнения – универсальное средство для развития мелкой моторики. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит:
- к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи;
- создается благоприятный эмоциональный фон, развивается умение подражать взрослому, умение вслушиваться и понимать смысл речи;
-развивается память ребёнка, так как он учится запоминать положения рук и определённую последовательность движений.
Начните с игры «Сорока-ворона» или «Ладушки».
«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка, деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его) :
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал».
Нужно взять ручки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:
«Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
- Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!»
Ваш ребенок, обязательно оценит и полюбит такие игры.
8-12 месяцев. В этом возрасте идет активное взаимодействие с предметами. Очень важный для развития детей навык – способность брать что-либо только двумя пальчиками – «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали. На этом этапе можно предложить новые игры, собрать рассыпанные большие пуговицы, в банку или коробку, но будьте внимательны не оставляйте ребенка одного с мелкими предметами.
10-12 месяцев. В этом возрасте появляется указательный жест. Ребенок может показывать на предмет, который его интересует. Можно поиграть в игру «Где что находится?». Попросите показать пальчиком машинку, пирамидку, мяч.
Чуть позже, приступайте к более сложным пальчиковым играм - показывайте малышу движения его руками и попросите их повторить. Например:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.
С взрослением малыша игры усложняются. Ребенок начинает пробовать рисовать, держать карандаш, следите за безопасностью. И вот ваш ребенок выбирает более активные игры, строит башню, переливает воду из одной емкости в другую и многое другое.
Поэтому, чтобы родители видели результат, нужно помнить о некоторых правилах:
1. Ваши занятия должны вызывать интерес. Нагрузка должна соответствовать возрасту вашего ребенка.
2. Принимайте активное участие, совместные занятия укрепляют взаимоотношения.
3. Хвалите ребенка и цените его усилия.
4. Не делайте упражнения длительными, ребенок может потерять интерес.
5. Приобретите специальные игры для развития мелкой моторики, и держите их в недоступном месте. В противном случае, ребёнок потеряет интерес к ним.
6. Постепенно переходите от простого к сложному, покажите малышу как нужно делать, и в дальнейшем дайте повторить самостоятельно, закрепляйте.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста очень важная задача для родителей. Только в постоянной и систематической работе в домашних условиях можно добиться положительных результатов.
Желаем Вам успехов в воспитании и развитии Ваших детей.
Список использованной литературы
1. Данкевич Е. В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. Москва: Издательство «Астрель», 2009г
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва: Издательство «Эксмо», 2013г
3. Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Набор развивающих карточек. Москва: Издательство «Речь», 2012г.