Вера Александровна Сидякина
Консультация «Кроссворд — это здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Кроссворды – это интересно!
воспитатель: Сидякина Вера Александровна
(из опыта работы – подготовительная группа)
Разнообразие методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность активизировать их творческий потенциал.
Одним из известных нетрадиционных видов непосредственно образовательной деятельности с детьми является грамматическая игра – кроссворд.
Кроссворд (что обозначает в переводе «БЫСТРОЕ СЛОВО» - развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов.
Всевозможные головоломки известны ещё с давних времен.
Темочки:
Первый кроссворд появился около ста лет назад, его создал южноафриканец Виктор Орвил, а в Европе первый кроссворд составил англичанин Артур Винн.
Кроссворд, как метод нашёл свое применение в практике работы преподавателей школ, вузов, воспитатели тоже считают эту форму работы интересной и целесообразной, но используют её не так часто в своей работе, так как подготовка кроссворда требует много времени и сил.
Но как оправдывает себя затраченный педагогом труд, красочно оформленный, умело преподнесенный кроссворд вызывает неподдельный интерес детей.
Каждый ребенок становится как бы первооткрывателем, исследователем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, сосредоточиться, размышлять.
Планирование деятельности по составлению кроссворда.
• Определить, с какой целью составляется кроссворд.
• Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме.
• Просмотреть и выбрать вид кроссворда.
• Продумать составные части кроссворда.
• Изучить дополнительный материал по теме.
• Продумать критерии оценивания.
• Составить список слов раздельно по направлениям.
• Написать условия (текст) кроссворда.
• Оформить готовый кроссворд.
• Продумать защиту проекта-кроссворда.
Эту работу целесообразно проводить по этапам. На первом этапе ребенку нужно показать оформленный кроссворд, предложить внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. Для детей среднего возраста записывать буквы должен педагог.
Дети же, более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Следует объяснить им основные правила: начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова; каждая клетка предназначена только для одной буквы; слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается темной заштрихованной клеткой или краем фигуры кроссворда. На этом этапе от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.
На втором этапе предстоит работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти, полученной ранее информации, и ее закрепления. Организация работы может быть разнообразной: фронтальной, например, на организованной образовательной деятельности с целью формирования интереса к раскрываемой теме
«Угадайте, какое слово спрятано в клеточках, и вы узнаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить»; по подгруппам с целью закрепления изученного материала, полученных знаний; индивидуальной.
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи педагога составлять элементарные кроссворды.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка не наблюдается.
Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов.
Если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Кроссворд № 1
По горизонтали:
1. Прямоугольник с тремя цветами?
4. Что означает красный кружок с белым кирпичом?
6. Дорожка, по которой идут пешеходы?
По вертикали:
2. Кто с помощью руки или жезла подает сигнал пешеходам и водителям?
3. На какой цвет нельзя переходить улицу?
5. Дорога через речку?
Кроссворд № 2
Представлены некоторые виды кроссвордов. Вопросы – загадки составляем вместе с детьми.
Кроссворд № 3
1. Человек, идущий пешком.
2. Вид транспорта.
3. Двухколесный транспорт.
4. Вид транспорта на колесах.
5. Место, где пассажиры делают посадку и высадку из маршрутного транспорта.
6. Место для движения пешеходы.
7. Устройство, регулирующее движение.