Любовь Трусова
Консультация для родителей «Критерии оценки мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В советские и постсоветские времена мультипликация подвергалась жесткому отбору и цензуре со стороны государства. В большинстве своем, мультфильмы прошлого века представляли из себя экранизацию авторских и народных сказок. Каждый родитель знал сюжет наизусть, ведь такого изобилия мультфильмов как сейчас не было.
Публикация «Консультация для родителей „Критерии оценки мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Современные мультфильмы кардинально отличаются от мультфильмов прошлого века. Инновационные технологии, обилие красок и спецэффектов, облики героев, музыкальное сопровождение, все это отличает современные мультфильмы. Они просты и легки для просмотра, над большинством мультфильмов не нужно задумываться детям и извлекать уроки. Но для чего же тогда нужны мультфильмы? Ведь именно мультфильмы формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, сравнивая себя с главными героями малыш учится позитивно воспринимать себя и справляться с трудностями.
И. Я. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:
• агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости
• девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе
• демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности
• демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения
• демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты
• безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям
• негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [2].
Чтобы проверить актуальность выделенных признаков, мы проанализировали наиболее популярные детские мультфильмы (полученные с помощью опроса в ГБДОУ № 15 Невского р-на) с целью их выявления.
• Название:Барбоскины
Страна: Россия
Описание: Мама, папа и… пятеро щенят. У Барбоскиных все, как у людей. Папа свободное время проводит за компьютером, дочери увлекаются модой и слушают Жанну Киску, а сыновья играют в футбол и мечтают о Нобелевской премии [1].
Комментарии: Возрастное ограничение данной картины «0+», что не является допустимым. Во-первых, детям до 3-х лет психологи не рекомендуют просмотр мультфильмов. Во-вторых, в 3-4 года дети копируют ту модель поведения, которую видят перед собой, в том числе и на экране. Пример семейной модели поведения для этого возраста – пойдет на пользу, но она должна быть правильной, той с которой нужно брать пример. В предлагаемой - мы видим, как члены семьи заняты лишь собой, родителям нет дела до детей, герои ссорятся, дерутся и ругаются, и никакого исправления и обучения героев не происходит. В некоторых сериях поучительные сюжеты конечно встречаются, но не во всех.
В данном мультфильме можно наблюдать следующие негативные признаки, из выделенных И. Я. Медведевой, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Марковой: агрессивность, жестокость главных героев, стремление нанести вред окружающим. Так же их безнаказанное девиантное поведение. Неуважительное отношение к окружающему, в том числе животным, растениям.
• Название:Вспыш и чудо-машинки.
Страна: США
Описание: Эй-Джей — восьмилетний любитель техники, который водит пикап по имени Вспыш, побеждающий на всех гонках в Аксель-Сити. Они вместе отправляются в приключения, требующие знания физики и математики. Их ждет множество трудностей от главного соперника Вспыша — Крушилы, грузовика, который готов пойти на всё, чтобы быть на финише первым [1].
Комментарий: Данный мультфильм через-чур яркий, шумный для восприятия детьми дошкольного, и тем более раннего возраста. В мультфильмах для детей дошкольного возраста герои должны быть максимально приближены к настоящим, существующим, чтобы ребенок без труда мог их узнать. Персонажи мультфильма далеки от реально-существующих. Если присмотреться, главный герой Вспыш во всем "первый", он самый лучший, быстрый, сильный, можно сказать, что идеальный. Что хорошего скопирует ребенка дошкольного возраста с такого героя?
В этом мультфильме так же можно найти признаки, выделенные И. Я. Медведевой, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Марковой: демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка, в особенности психологического.
Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определенное влияние на становление основ личности ребенка (Л. С. Выготский, 2007, 2008; А. А. Мелик-Пашаев и В. М. Новлянская, 2006; Леонтьев Д. А., 1998 и др.). Впечатления, полученные ребенком, всегда отражаются на его развитии и мировоззрении: они либо способствуют развитию, либо тормозят или деформируют его [3]. Итак, на какие критерии должны опираться родители, педагоги при подборе мультфильма для показа ребёнку? Как понять, что этот мультфильм "хороший" и окажет положительное влияние на воспитание и развитие малыша?
Критерии отбора мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста:
- однозначность и четкость моральных характеристик, четкое разграничение добра и зла
- вызывает эмоциональный отклик у ребенка (чувства сопереживания, общности с героями)
- положительные персонажи применяют конструктивные способы решения конфликтов, а не только физическую силу
- сюжет должен быть понятен для ребенка того или иного возраста
- возможность включенности личного опыта в содержание мультфильма
- наличие и качество ДЕТСКОГО юмора (юмор основанный на нарушении привычных стереотипов и представлений)
- целостность и определенность передаваемых эмоций (эмоции, которые передаются с помощью мимики, речи, цветовых решений и музыкального сопровождения должны гармонировать и передавать единое настроение)
- общий эмоциональный фон должен быть положительным, «с хорошим концом», нести светлые и позитивные эмоции.
- персонаж должен быть узнаваемым и психологически близок ребенку
- мотивы персонажей должны быть понятны для ребенка[3]
Не стоит забывать, что мультипликация обладает большим влиянием на развитие и становление личности ребенка. Именно поэтому стоит серьезно подходить к отбору мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста. Отбирая мультфильмы анализируйте для чего тот или иной мультфильм вы покажете ребенку, что он перенесет и будет использовать в своей дальнейшей жизни, как это поможет его развитию и познанию мира.
Список источников:
1. Кинопоиск / kinopoisk.ru
2. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-18
3. Соколова М. В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74.
4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.
5. Капков С. А. Энциклопедия отечественной мультипликации. – М. : Алгоритм, 2006. – 810 с.