ЕЛЕНА ГОЛЯЙКИНА
Компьютер в детском саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные игры так устроены, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью: пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры довольно быстро приучают к этому детей, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно принесет результат в быстром и эффективном освоении программы школы. Часы и дни, проведенные за компьютером вполне смогут сэкономить месяцы работы и в будущем по освоению более сложных заданий в школьных компьютерных программах.
Публикация «Компьютер в детском саду и дома» размещена в разделах
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Необходимость в них станет актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в системе дошкольного воспитания и обучения и в специальную педагогику внедряются информационные компьютерные технологии, которые в сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия способствуют развитию психических процессов и ребенка в целом, повышают качество обучения. Компьютеры стали средством общения, формой выражения активной деятельности ребенка.
В развивающих компьютерных играх дети учатся получать информацию, не замечая этого. Ведь речевые звуки, не обращенные к ребенку, иногда и не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Зато в компьютерных играх ребенок слышит, что обращаются именно к нему, а не к другому, он вступает в контакт, пытается ответить на задание, и, конечно, в ответ он слышит в свой адрес похвалу, на которую не скупиться наш «компьютерный герой». Дети учатся правильно анализировать и интерпретировать, делать выводы, корректировать, принимать решения.
Компьютер – инструмент, игрушка, которой ребенок сам управляет, средство для достижения цели. Уникальные технические возможности обогащают педагогический процесс, то есть изначально в программах закладываются те явления, которые не могут быть представлены в обычных условиях во всем многообразии и единстве, например: как растут корни деревьев, распускаются цветы и др. Усвоение учебного материала незаметно для ребенка, он с увлечением играет, мобилизуя свой жизненный опыт, максимум внимания, проявляя при этом творчество и инициативу.
В старшем возрасте детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры формируют познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе.
Компьютерные игры возможны с различными видами обучения, помогают совершенствовать любой вид деятельности, дают возможность организовать новые формы, обеспечить индивидуальный подход к обучению. Тема компьютерных программ реализуется на нескольких занятиях, в различных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала, обеспечивает его повторяемость и закрепление. Работа в тесной связи с логопедами, воспитателями и родителями приближает цель и положительный результат в коррекционном процессе. Включение в занятия игровых элементов создает эмоциональный фон обучения, что обеспечивает легкость в усвоении знаний детьми и применении их в реальной жизни.
Играм на компьютере всегда предшествуют игры, направленные на знакомство детей:
• с компьютером, его основными частями, символами, способами управления им и, конечно, правилами игры;
• с простейшими понятиями из области занимательной информатики для дошкольников.
Из опыта практической работы можно сделать следующие выводы:
• Все занятия проводить в игровой и привлекательной форме, что способствует ускорению запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным.
• Занятия проводить в благоприятной эмоциональной обстановке.
• Компьютерные программы применяются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка и уровня речевого развития.
• Необходимым условием является постепенное и последовательное усложнение заданий.
Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели. В процессе компьютерной «деятельности» ребенка у него развиваются положительные эмоции, происходят развитие и коррекция психических процессов.
Итак, как же эффективно и правильно применять игровые компьютерные программы с целью воспитания и развития ребенка?
Прежде всего, следует выбрать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностью ребенка.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры (от 5 до 10 минут – 5 – 6 лет, от 10 до 15 минут – 6 – 7 лет). Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм напряжен, то игра не продолжительная.
Занятия с использованием компьютера для детей 5 – 7 лет проводить не более 1 раза в течение дня и не более 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Следить за утомляемостью зрения и правильной осанкой. Проводить гимнастику для глаз, физкультминутки.
Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода – ребенок должен покинуть компьютер с ощущением успеха, с сознанием успешно выполненного дела.
Обратите внимание на систему управления игрой и системные требования, предъявляемые к процессору, оперативной памяти, видеокарте. При наличии удобного устройства управления значительно снижается нагрузка на психику ребенка, и продолжительность игры может быть величина.
У детей 5 – 8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с компьютерной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности.
Итак, дети должны играть в компьютерные игры без вредных привычек.
Главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям, прогулкам на свежем воздухе.
Главная задача в дошкольном возрасте – воспитание психологической готовности к применению компьютера и создание чувства комфортности в процессе работы на нем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет. - Волгоград: Учитель, 2012. – 175с.
2. Горвиц Ю. М. Развивающие компьютерные игры для дошкольников. Информатика и образование / Ю. М. Горвиц. - № 4. – 1990. – С. 100 – 106.
3. Симонович С. Занимательный компьютер : учебное пособие к курсу информатики / С. Симонович, Г. Евсеев. – М. : АС-пресс, 2000. – (Серия «Занимательные уроки для родителей, учителей и детей»).