Получи документы

Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала

Спиридонова Вера Николаевна
Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала
▼ Скачать + Заказать документы

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЗДАНИЕ МАКЕТОВ И ИГРУШЕК ИЗ ПОДЕЛОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

Белинский В. Г.

Публикация «Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала» размещена в разделах

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты.

Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в образовательной области «Художественно – эстетического развития» большое внимание уделено формированию у детей творческих способностей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в художественно - эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют, создают макеты и игрушки из поделочного материала, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во-первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности, как лепка, аппликация, конструирование, прикладное творчество. Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества в создание макетов и игрушек из поделочного материала, педагог должен основываться на следующих принципах:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по художественно-эстетическому развитию, в старших группах добавляется конструктивно-модельная деятельность и прикладное творчество, включающие создание макетов и игрушек из поделочного материала. Все работы должны иметь целевое назначение. Педагог подводит детей к тому, чтобы вместе создать макет, сделать украшения к празднику (панно, ко дню рождения ребёнка, спектаклям (игрушки). В. Маяковский сказал: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся создание макетов и игрушек из поделочного материала. Макетирование имеет большое значение в развитии детского игрового творчества. Макет – это уменьшенная модель объекта (леса, гор, поля, озера, вулкана, солнечной системы, города, улицы, фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологическим.

Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Он может быть: настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина; напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах). Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Работа по созданию макетов проводится поэтапно.

1 этап. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы).

2 этап. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Происходит конструирование и художественно-изобразительное творчество в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных ландшафтах. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала.

3 этап. Взаимодействие с родителями (подбор материала, участие в конкурсах).

Педагогу в начале работы по созданию макетов необходимо составить перспективно-тематическое планирование, которое поможет систематизировать эту деятельность. А так же отобрать темы, материалы, продумать формы организации работы.

Достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду занимает прикладное творчество, одной из задач, которого является закрепление умения делать игрушки из поделочного материала. Вначале педагог предлагает детям тщательно продумать тему для преобразования предметов ( например: театр). Уже сама постановка конкретной задачи дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать, как её выполнить, то есть творчески осмыслить. Затем приготовить все необходимые материалы. Например: бутылочки, формы из-под «киндер-сюрприза», крышки, ткань и какие-то дополнительные детали. Дети стремятся усовершенствовать выбранный предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у них пробуждается творческое мышление. Изготовленные игрушки можно использовать не только в театре, но и просто в играх, подарить в качестве подарка. Так же, как и макетирование, изготовление игрушек из поделочного материала является творческой коллективной деятельностью.

В практике существуют разнообразные формы работы для выполнения коллективной деятельности ( например: по созданию макетов и игрушек).

1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно модельная деятельность на основе совместно последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности создании макетов и игрушек) имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для создания макета и игрушек, ограниченность детьми способов работы. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Таким образом, творческая деятельность дошкольника делает его существом, обращенным к будущему, ведь ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивно-модельной деятельности и прикладном творчестве, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои макеты, игрушки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого макетирования и созданию игрушек. Детей увлекающихся модельно – конструктивной деятельностью и созданием игрушек из поделочного материала, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития.

Публикации по теме:

«Мы с тобою целый мир на бумаге создадим!» Коллективное художественное творчество детей«Мы с тобою целый мир на бумаге создадим!» Коллективное художественное творчество детей Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию коллективные работы наших детей за 2014 – 2015 учебный год. Наши ребята, получая.

Фотоотчёт о НОД по аппликации «Осеннее чудо-дерево». Коллективное творчество детейФотоотчёт о НОД по аппликации «Осеннее чудо-дерево». Коллективное творчество детей Подготовку к занятиям по художественному творчеству мы начинаем с наблюдений в природе на участке детского сада. Непосредственные наблюдения.

Коллективное панно из природного материала «Осенний букет»Коллективное панно из природного материала «Осенний букет» Уважаемы коллеги, хочу с вами поделится мастер классом по изготовлению панно из природного материала. Для этого нам понадобится: основа.

Коллективное творчество (фотоотчёт)Коллективное творчество (фотоотчёт) Развитие творческих способностей - важная задача, осуществлять ее нужно с младшей группы. Эстетическое развитие ребенка помогает воспитывать.

Коллективное творчество «Аллея Победы»Коллективное творчество «Аллея Победы» 9 мая - юбилейная дата для России, мы отмечаем 70 – летие Победы. В нашем детском саду идет подготовка к празднованию дня Победы. С детьми.

Коллективные поделки детейКоллективные поделки детей Ель "Детские ручки" "Тюльпаны для мамы"(оригами) "Тюльпаны для мамы"(нетрадиционная техника) "Ромашки" (из природного материала, семян.

Коллективная аппликация. Коллаж «До свидания, лето красное!»Коллективная аппликация. Коллаж «До свидания, лето красное!» Подходит к концу первый осенний месяц – сентябрь. С детьми мы отметили произошедшие изменения в природе: листва с деревьев облетела,.

Коллективное творчество детей «Осенний наряд деревьев»Коллективное творчество детей «Осенний наряд деревьев» Осенняя творческая выставка в детском саду. Цель: Совместное творчество детей. Украшение интерьера детского сада в осенний период. Задачи:.

Коллективное творчество «Осенняя кладовая». ОригамиКоллективное творчество «Осенняя кладовая». Оригами Осень – необыкновенно щедрая пора. Самое время не лениться! Люди торопятся до наступления холодов собрать богатый урожай овощей и фруктов.

Коллективное творчество «Веселые шишки». Поделки из природного материалаКоллективное творчество «Веселые шишки». Поделки из природного материала Наступила прекрасная золотая пора-осень, когда под нашими ногами много много интересного природного материала. Осень дарит нам урожай каштанов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 20:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала» (включая файлы) размещена пользователем Спиридонова Вера Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД