Бухановская
Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 2 класса «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный по экологическому воспитанию для учащихся 2 класса на тему : «Природа - наш дом»
Разработала: Бухановская Лидия Владимировна
Цели: повторить взаимосвязи в природе; учить устанавливать причину и следствие; обобщить экологические правила; развивать внимание, мышление; воспитывать доброту, бережное отношение к природе.
Публикация «Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 2 класса „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: рисунки растений и животных; сигналы красного, желтого, зеленого цвета для игры; таблицы, карточки.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- Прочитайте ребус, и вы узнаете тему нашего классного часа.
II. Вступительное слово.
Учитель. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.
Ученик.
Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли.
Россия, Россия - нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая.
Россия, Россия,
Отчизна милая моя!
В ромашковом снегу широкая дорога –
По ней ушел отец в свинцовую пургу.
И памятник ему, торжественный и строгий,
Стоит теперь на волжском берегу.
Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.
Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам!
Ф. Лаубе
Ученик.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло.
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Николай Заболоцкий
Учитель. Знаете ли вы?
• В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили свое существование в XX столетии! В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз!
• Человек уничтожил не только многих животных, но в результате его деятельности исчезли и многие растения с поверхности земного шара. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время не существует от 5 до 10 % видов растений.
• Известно, что только 8 % всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнем и просто в результате хулиганства.
III. Экологические правила.
Учитель. В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. А для этого прежде всего нужно усвоить некоторые простые правила поведения в природе. Чем ближе она к крупному населенному пункту, тем бережнее нужно относиться к природе. Сознательный человек, отправляющийся на загородную прогулку, не будет рвать полевые и лесные цветы, а украсит свой дом цветами, выращенными в саду.
Помните, что гриб - это только выходящая на поверхность часть растения - грибницы, находящейся в почве. Поэтому нельзя вырывать грибы «с корнем», то есть разрушать грибницу. Бережно относитесь ко всем живым существам: млекопитающим, птицам, рыбам, земноводным, насекомым и др. Они участники (и в большинстве случаев очень полезные) великого круговорота в природе. Строго соблюдайте все правила охоты и рыболовства. Следите за тем, чтобы их не нарушали другие.
Ученик.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А Земля без зверей - не Земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце.
Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Путь расправит крылья раненая птица!
Т. Шеханова
Учитель. Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Ни в коем случае нельзя допускать разорения гнезд. Не следует также тревожить птенцов в гнездах, брать яйца и т. д. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите его прежнюю маскировку. Ведь и хищные птицы приносят пользу, так как они уничтожают полевых мышей - вредителей сельского хозяйства и разносчиков инфекций.
Грачи и галки поедают вредных для злаков насекомых и этим приносят пользу. Грачи уничтожают таких почвенных вредителей, которых всего труднее истребить химическими способами. В 1958 г., например, грачи сотнями слетались в леса и поедали гусениц непарного шелкопряда.
Лягушек и жаб нужно защищать от бессмысленного истребления. Они питаются вредными насекомыми. В некоторых странах жаб специально привозят и выпускают на поля. Если лягушки отложили икру в лужах, хорошо собрать эту икру и перенести ее в более надежный водоем.
Следует бережно относиться и к насекомым. Не позволяйте убивать, ловить или тревожить их для забавы. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай, мелкие насекомые - наездники уничтожают вредителей леса и сельского хозяйства. Муравьи истребляют вредителей леса. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы.
Ученик.
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить.
Цветы мы можем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем.
Н. Рыжова
Учитель. Не позволяйте убивать или ловить для забавы стрекоз: они защищают нас от комаров. Не губите божьих коровок: они защищают наш урожай от тли.
Ученик.
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке?
Красный плащ, семь черных точек.
Улетать совсем не хочет.
У Егорки на ладошке –
Божья коровка.
- Отдохну совсем чуток -
Перепрыгну на листок.
Вся наша жизнь так интересна
И людям часто неизвестна,
Ведь вы живете в городах,
А мы - в лесах, полях, садах.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим!
Н. Рыжова
Учитель. Строго соблюдайте правила охраны лесов. В обжитых местах, особенно вблизи населенных пунктов, при проведении различных массовых мероприятий не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, ветви - для устройства шалашей, на подстилки. В случае крайней необходимости следует срезать боковые ветви, но ни в коем случае не вершину. Для костров можно использовать только сухостои.
Ученик.
Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву до срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный –
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чем не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем о гибели корней.
Казним себя, по сердцу
Бьем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили
Дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли!
Л. Татьяничева
Учитель. В особенности следует избегать рубки и повреждения деревьев и кустарников на склонах оврагов и холмов, ввиду того что кустарники на склонах еще в большей степени, чем деревья, способствуют укреплению почвы и предотвращению эрозии со всеми ее печальными последствиями.
Ученик.
Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон побежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,
В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои.
С песнями труд человека спорился:
Словно подкошен, осинник валился,
С треском ломали сухой березняк,
Корчили с корнем упорный дубняк,
Старую сосну сперва подрубали,
После арканом ее нагибали
И, поваливши, плясали на ней,
Чтобы к земле прилегла поплотней.
Так, победив после долгого боя,
Враг уже мертвого топчет героя.
Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин.
Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Низко летали, вились колесом
Совы, шарахаясь оземь крылом;
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом. Но ей
Не отыскать неразумных детей!
Н. Некрасов
Учитель. Какое чувство у вас вызвало это стихотворение! Какие беды несет рубка леса?
- Назовите самое страшное бедствие в лесу. (Пожар.)
Разводить костер следует у воды или в возможно более влажных местах, где затруднено тление травы, мха, дерна. Покидая место привала, костер тщательно тушат, заливают водой, чтобы прекратилось всякое тление. Если вблизи нет воды, нужно затаптывать остатки костра до тех пор, пока совершенно не исчезнет даже небольшой дымок.
Ученик.
Опять в жару горят леса,
И раскаленно дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне все простить готово.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: «Человек,
Спаси! Ты можешь все на свете!»
В. Молодяков
Учитель. Будем же активными участниками охраны природы. Нельзя проходить мимо всего, что нарушает ее единство, наносит часто непоправимый вред природе.
IV. Викторина «Природа - наш дом».
Конкурс «Экологический светофор».
Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе - зеленый. Желтый цвет - это ситуация выбора.
1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
2. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. «Как же быть? - задумались они. Можно ли здесь кататься»?
3. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось - кран не закрывался. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
4. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли полиэтиленовые пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо - вдоль главной улицы города, там, где и жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева.
Конкурс «Причина и следствие».
- Соедините стрелками причину и следствие. Докажите правильность своего выбора.
- Назовите животных из Красной книги России.
- Вспомните, где обитают эти животные.
Конкурс «Творческая страничка».
- Рассмотрите рисунки, придумайте к ним названия. Сочините небольшие рассказы по этим рисункам.
Учащиеся рассказывают о чудесной дружбе медведя и ежа, скворца и белки.
V. Итог занятия.
- Что произойдет, если погибнет какое-нибудь животное?
- Какие правила должен знать и выполнять человек в природе?
- Какую вы можете оказать помощь природе?
Ученик.
У дедушки Дерева
Добрые руки,
Большие, зеленые, добрые руки.
Какая-то птица на плечи садится,
Какая-то птица в руках суетится.
Жучище примчался - и сел.
Качался и все восхищался, и все восхищался.
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил.
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие, зеленые, добрые руки.
Наверно, их сто,
Или сто двадцать пять,
Чтоб всех покачать,
Чтоб всех покачать.
Э. Мошковская