татьяна каргина
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на прогулке
Актуальность темы:
В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.
Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление, речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.
Цель наполнения прогулок математическим содержанием :
• Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.
Задачи наполнения прогулок математическим содержанием :
• Усвоение и закрепление математических знаний детей.
• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.
• Формирование интереса к математическим понятиям.
• Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).
Сезонные прогулки развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.
Прогулки в осенний период
Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам. Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.
В ходе прогулок мы с детьми : сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, кустарниками. В процессе реализации выше перечисленных задач я в своей работе использую такие игры как: «Соберём букет», «В чьём букете больше листьев», «Раз, два, три камешки найди», «Какое дерево тоньше», «Дорожки».
Прогулки в зимний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы. Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих. Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.
В ходе прогулок мы с детьми : обращаем внимание на внешний вид деревьев и кустарников, учимся ориентироваться в пространстве. Ежедневно подкармливаем птиц, отмечаем особенности их внешнего вида. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом.
В зимний период я использую следующие игры для закрепления математических представлений детей : «Следы», «Что за чем?», «Сколько птиц прилетело на кормушку», «Найди самый глубокий сугроб», «Кто дальше кинет», «Кто больше слепит комочков», «Чей след больше и длиннее?», «Третий лишний», «День-ночь», «Снежинки, сосульки, снежки», «Снежинки»
Прогулки весенний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений. Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной. Развитие интереса к жизни насекомых весной. Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.
В ходе прогулок мы с детьми : осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Наблюдаем за сосульками. Наблюдаем за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине. В процессе реализации выше перечисленных задач я в своей работе на прогулке использую такие игры с математическим содержанием как : «Высоко-низко», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто больше соберёт», «Измеряем длину участка шагами», «Кто самый высокий»
Прогулки в летний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережно отношение. Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.
В ходе прогулок мы с детьми : осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры с песком, водой, ветром, природным материалом.
В летний период я использую следующие игры для закрепления математических представлений детей : «Я знаю пять имён», «Кто выше построит вулкан», «Высоко –низко», «Кто больше соберёт камешков?», «Найди мячик», «Считаем шаги», «На одной ножке по дорожке», «Земля, воздух, вода, огонь» и т. д.
Различные математические понятия, внедренные в организованную образовательную деятельность на прогулке, воспринимаются детьми без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.
В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод.
Все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.