МААМ-картинки

Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду

Анна Остроухова
Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. В статье рассматривается индивидуальность ребенка с точки зрения поддержки и разнохарактерного обогащения субъектной позиции, своего «Я», в аспекте становления и развития его субъектной позиции в образовательном процессе дошкольных организаций. Раскрываются методические стороны актуализации и рефлексии жизненного опыта детей, условия развития их субъектной позиции.

Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.

Публикация «Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду» размещена в разделах

Индивидуальность ребенка – это результат в процессе проявления активности, собственного неповторимого умения самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, всего того, что составляет основу его собственного «Я».

Развитие и формирование индивидуальности ребенка как комплекса неповторимых психических; анатомофизиологических особенностей, свойств и качеств, как форма жизнедеятельности с позиции неповторимости и самобытности относится к числу важных и своевременных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из основных методологических подходов к исследованию явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня считается личностно ориентированная направленность.

Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, направляют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, помощь саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности.

В ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что необходимые для создания социального развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

поддержка инициативы детей и их индивидуальности;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального навыка, но и преобразование собственного опыта детей, разноплановое его использование. К. Д. Ушинский отводил важную роль знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивал его необходимость использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.

Жизненный опыт детей дошкольного возраста складывается из:

1. Реальных причин возникновения в процессе развития восприятий явлений окружающей действительности;

2. Собственных наблюдений и выводов;

3. Освоенных видов детской деятельности и норм поведения;

4. Сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.

При организации образовательного процесса важно координировать содержание жизненных умений детей дошкольного возраста. Если такого согласования не происходит, то жизненные умения становится формальными, а образовательный процесс лишается взаимодействия субъектсубъект, и ориентации на поддержку своего «Я» ребенка.

Признавая и поддерживая ребенка, педагог создают тем самым наиболее подходящие благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции ребенка.

Развитие этой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей может осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.

В младшем и среднем дошкольном возрасте желательно использовать следующие методы и приемы:

1. Создание положительного эмоционального фона;

2. Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению игровых действий детей;

3. Педагогическая поддержка личностной самореализации детей в деятельности (создание рисунка, поделки и т. д);

4. Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, мотивировать и актуализировать личные умения детей, к их рефлексии:

1. Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуального игрового, двигательного, изобразительного и иного опыта, образных проявлений.

2. Создание жизненных ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.

3. Мотивировать к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеры из собственного жизненного опыта.

Эти методы применяются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на равнозначных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения.

Важное место отводится позиции педагога. Педагог может носить оценочный и эмпатичный характер. Оценивая опыт детей, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь взаимоотношений эффекта субъект – субъектных.

В процессе высказывания отношений к жизненным умениям дошкольников, общения в разных видах деятельности, педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Влияние на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка.

Формирование и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности может успешно реализовываться при создании следующих условий:

- Благовременная диагностика развития предполагает получение информации об индивидуальных особенностях личности ребенка, его жизненном опыте;

- Педагогическая поддержка целеустремленности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего «Я»;

- Обеспечение возможностей свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательноисследовательской и художественноэстетической;

- Развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;

- Сформирование общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявлять себя, поддерживает инициативность, волевые усилия;

- Взаимосвязь внешних и внутренних условий развития собственного «Я» ребенка.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности ребенка строится соответственно индивидуальному и социальному развитию.

Воспитатель МБДОУ №50 «Светофорик» :

Остроухова А. А.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

День рождения ребенка в детском саду с приглашением аниматоровДень рождения ребенка в детском саду с приглашением аниматоров День рождения у ребенка - волнительное мероприятие как для ребенка, так и для его родителей. Ведь так хочется, чтобы ребенок запомнил свой.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду»Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Празднование дня рождения ребенка в детском садуПразднование дня рождения ребенка в детском саду Ежегодно, 25 раз в году, в нашей группе отмечаем дни рождения наших воспитанников! Очень приятно видеть в этот день именинника (цу) нарядным,.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду
Опубликовано: 1 октября 2020 в 11:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Анна Остроухова (УИ 1839482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД