Ольга Марушкина
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
В условиях модернизации образования, в том числе и дошкольного, одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей.
Темочки:
В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, программа которого «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах» появилась в нашей стране ещё четверть века назад.
Одним из главных элементов здоровьесберегающей технологии является параллельно-раздельное воспитание и обучение мальчиков и девочек, которое пока ещё трудно воспринимается общественным сознанием.
В нашем дошкольном учреждении такая форма организации жизнедеятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста, практикуется с 1994 года.
Групповые помещения мальчиков и девочек находятся рядом, что позволяет обеспечить общение детей. По ряду предметов эстетического цикла в соответствии с перспективным планом проводятся совместные занятия. Кроме того, совместно проводятся прогулки, праздники, развлечения, спортивные соревнования, досуги.
Гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, в поведении, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценке достижений.
По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. Это подтверждают и записи биотоков мозга у новорожденных, по которым уже можно определить, кто есть кто.
На бытовом уровне взрослые интуитивно чувствуют эту разницу, поэтому используют разные методы в воспитании детей. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают, им не позволяется плакать: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» Девочек больше жалеют, ласкают. Но при обучении и воспитании в образовательных учреждениях эти различия учитываются не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен.», «К пяти годам он уже умеет.» При этом в медицинских таблицах приводятся разные нормы веса и роста для мальчиков и девочек одного возраста. А психологи отмечают, что к началу обучения в школе мальчики по биологическому возрасту младше девочек на целый год.
Изучение и анализ теоретических и методологических основ гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста позволили нам определить особенности физического, психического, интеллектуального и социального развития мальчиков, а также выработать рекомендации для осуществления психолого-педагогической поддержки их развития.
Психофизические особенности развития мальчиков
• Подвержены травматизму.
• Болеют чаще, чем девочки.
• Недостаточно развита мелкая моторика.
• Неаккуратны.
• Для полноценного психического и физического развития мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтального пространства мало, они осваивают вертикальное: лазают по лестницам, забираются на тумбочку, шкаф. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или просторные комнаты для игр.
• Плохо воспринимают объяснения на слух. В работе с мальчиками предпочтительнее использовать средства, построенные на зрительном восприятии.
• Недостаточно развита речь (медленно подбирают нужные слова при ответе на вопросы, медленно набирают оптимальный уровень работоспособности, поэтому мальчикам нужно больше времени для вхождения в занятие, чем девочкам.
• Ярко проявляется индивидуальность, нестандартное мышление.
• Характерна поисковая активность (выдвигают идеи, предлагают нетрадиционные решения, задают вопросы для получения информации, ломают игрушки, чтобы понять их устройство.
• Потребность в движении в значительно больше, чем у девочек. Любят шумные, подвижные игры, дружеские потасовки (это не является проявлением агрессии, а создаёт положительный эмоциональный фон). Запретами нельзя лишать детей радости, которую они при этом испытывают, следует направлять их подвижность в нужное русло.
• Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, чем девочки. Как правило, их эмоциональная реакция яркая, но кратковременная. Свои переживания они быстро снимают, переключаясь на продуктивную деятельность. Мамам и воспитателям (представителям другого пола) следует понимать и учитывать особенности эмоциональной сферы ребёнка. Иногда мама, ругая провинившегося сына, долго не может успокоиться, так как считает, что он не реагирует на происходящее, остаётся равнодушным к её словам. Но мальчик не равнодушен. Просто у него уже прошёл пик эмоционального напряжения. Он отреагировал на происходящее в первые минуты разговора и как бы отключил слуховой канал – остальная информация до его сознания не доходит. Что делать маме? Остановиться. Ограничить длину своих нотаций, сделать их более конкретными.
• При оценке результатов деятельности для мальчика наиболее значимым является указание на то, чего он добился. Каждый приобретённый навык, результат, который удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Вместе с тем именно у мальчиков наблюдается такая тенденция: добившись успехов в каком-либо виде деятельности, они так счастливы, что готовы и дальше выполнять одно и то же (конструировать, рисовать и т. д., что позволяет им утвердиться в своих достижениях.
• В игре у мальчиков закладываются основы нравственности: великодушие и надёжность, уважение к девочкам (женщинам); у девочек – доброта и терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам).
Вместе с тем заметны различия в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Игры мальчиков предметны, они предпочитают меньше говорить и больше действовать; мальчики воюют, водят тракторы, строят мосты, занимаются плотницкими работами и т. д.
Знание особенностей развития мальчиков позволяет выработать рекомендации для осуществления их психолого-педагогической поддержки.
• Обучение с опорой на образность, конкретность, реальность.
• Предоставление функциональных знаний, которые могут быть использованы в жизни.
• Уменьшение объёма материала для запоминания.
• Организация образовательной деятельности в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.
• Высокий темп предъявления материала с широким спектром нестандартно поданной информации.
• Разнообразие предлагаемых для решения задач (с большим количеством логических заданий); минимальное повторение материала.
• Постановка сложных вопросов, решение которых требует логического мышления, а не только привлечения памяти.
• Опора на предпочитаемые виды деятельности:
- практическая деятельность (освоение новых территорий,
- предметно-инструментальная деятельность,
- самостоятельная исследовательская работа,
- путешествия по воображаемым мирам,
- дискуссионная деятельность,
- проектирование собственной деятельности.
• Справедливая оценка деятельности как стимул для дальнейшего развития.
• Направление излишней активности в русло полезной деятельности.
• Использование песен и фольклора малых форм для формирования правильной речи.
• Использование танцев и подвижных игр для удовлетворения в движении.
Для успешной реализации психолого-педагогической поддержки развития мальчиков, сохранения их здоровья и эмоционального благополучия в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда. При её организации учитывались следующие принципы.
• Принцип эмоциогенности. Ребёнок должен испытывать чувство комфорта и эмоционального благополучия.
• Принцип свободы и самостоятельности. Ребёнок может комбинировать объекты предметно-развивающей среды по своему усмотрению.
• Принцип активности. Ребёнок может включать другие помещения в действующую среду, используя горизонтальные и вертикальные плоскости.
Как организована предметно-развивающая среда?
Для развития двигательной активности увеличено свободное пространство, созданы мини-стадион с различным спортивным инвентарём и «Тропа здоровья».
Для развития познавательной активности существуют опытно-экспериментальная мини-среда «Почемучка», «Клуб путешествий», интеллектуально-познавательная мини-среда «Полка умных книг».
Для развития конструктивной деятельности организовано «Конструкторское бюро», где собраны различные виды конструкторов – от настольных до напольных. Работает «Мастерская» с набором инструментов для формирования мужских умений, уголок с различной техникой и приборами, гараж с парком машин разного размера.
Для охраны жизнедеятельности и обеспечения эмоционального комфорта созданы «Уголок безопасности», «Уголок хорошего настроения», «Театр», «Уголок уединения». В «Картинной галерее» организованы выставки рисунков, фотографий детей, представлены их родословные.
Мы стараемся дать своим воспитанникам представления о том, что в будущем они станут мужчинами с определённым стилем поведения в ситуациях общения с людьми, природой, предметами. При этом они должны проявлять самые лучшие мужские качества: силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными и терпимыми, рассудительными.
В своей работе мы используем различные здоровьесберегающие технологии, в том числе предложенные В. Ф. Базарным.
Смена динамических поз. Прослеживается динамика каждого вида деятельности, например во время занятий ребёнок может не только сидеть, но и стоять. При этом снижается напряжённость и утомляемость, улучшается физическое и психическое состояние, предотвращается деформация позвоночника и внутренних органов, улучшается кровообращение.
Зрительный стадион. Эта разноцветная схема предназначена для снятия напряжения и расслабления мышц глазного яблока. Офтальмотренажёр в режиме дальнего зрения снижает психическую утомляемость, избыточную нервную возбудимость, укрепляет мышцы глаз, способствует улучшению межличностных отношений, так как упражнения выполняются коллективно.
Сенсорные тренажёры представляют собой угловые картинки и подвижные модули разнообразных объектов живой и неживой природы (модели птиц, насекомых, осенних листьев, снежинок и др., подвешенные на невидимых нитях к потолку в игровых комнатах и спальнях. Такие тренажёры не только укрепляют глазные мышцы, но и способствуют развитию поисковой деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
Результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы.
1. Отмеченные учёными и наблюдаемые на практике особенности поведения, мышления, эмоционального состояния, интересов мальчиков чётко проявляются в группе раздельного воспитания.
2. Полученные знания помогают нам понять и принять особенности мальчиков и соответствующим образом организовать свою работу, что позволяет сохранить физическое, психическое и социальное здоровье детей.
3. При проведении занятий с учётом гендерных особенностей дети лучше усваивают знания.
4. Общаясь в среде однополых сверстников, дети лучше осознают и закрепляют навыки полоролевого поведения.
5. Наличие групп раздельного воспитания в одном учреждении создаёт благоприятные условия для построения взаимоотношений между мальчиками и девочками. Этому способствуют положительные эмоции, возникающие во время праздников, прогулок, игр, гимнастики, чаепития, концертов, экскурсий и др.
Об эффективности проводимой нами работы свидетельствуют и другие показатели : высокий уровень посещаемости, низкий уровень заболеваемости, положительный эмоциональный настрой и низкий уровень тревожности детей.
Литература
Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. – Вопросы психологии – 1987. – №5.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства, развитие отношений ребёнка в субкультуре. М. – Воронеж, 2000.
Базарный В. Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
Базарный В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск, 1989.
Геодакян В. А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992.
Ефремова В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет. – Вопросы психологии. – 2000. – № 2.
Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1998.
О. А. Марушкина, воспитатель,
МДОУ детский сад №127, г. Владимир