Екатерина Нецветаева
Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)».
▼ Скачать + Заказать документы
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим
средством воспитания. Весь процесс воспитания детей
в детском саду может и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость
труда…Относиться к работе с любовью, видеть в ней
радость – необходимое условие для проявления творчества
личности и ее талантов.
А. С. Макаренко
Публикация «Статья „Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)“,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает ребенок (бытовая, игровая, познавательная, исследовательская, трудовая, коммуникативная, выполняют важную функцию в формировании личности.
Серьезное внимание при организации детской деятельности мы уделяем трудовой деятельности детей в природе.
Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.
Разнообразный труд в природе доставляет детям не только много радости, но и способствует их всестороннему развитию. Труд в природе выполняет следующие задачи:
1. Познавательное развитие: дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных и птицах, их внешнем виде, строении, потребностях, способах передвижения, образе жизни, повадках, о способе ухода; учатся устанавливать взаимосвязь между средой обитания живого, его образом жизни, и качеством развития.
2. Приобретаются интеллектуальные умения: планирование работы, подборка материалов и инструментов, учатся намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты.
3. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного развития – ребята учатся при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.
4. Приобретаются практические навыки : навыки ухода за растениями и животными.
5. Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т. к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
6. Решаются воспитательные задачи: воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, интерес к труду, трудолюбие, наблюдательность и любознательность, пытливость, развивается интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда; в коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Мои воспитанники, это дети 4-5 лет (средняя группа). В этом возрасте они становятся все более самостоятельными в связи с приобретением новых навыков. Охотно выполняют любые трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. Начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.
Всю трудовую деятельность детей организую в соответствии с новыми Федеральными Государственными Требованиями: делаю акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учитывю полоролевые особенности детей при организации педагогического процесса.
А также всю трудовую деятельность детей стараюсь организовать в соответствии педагогическим и гигиеническим требованиям. Перед началом работы создаю положительный эмоциональный настрой у детей, обязательно ставлю цель посредством сюрпризных моментов или постановки проблемных ситуаций. Например, перед посадкой «огорода на окне», в группу вносится большая корзина с овощами; перед посадкой лука в гости приходит Неболейка. Трудовая деятельность носит непрерывный характер, в процесс стареемся вовлечь каждого ребенка. При всяком виде труда соблюдаю охрану здоровья детей : не перегреваю, вовремя заканчиваю работу, слежу, чтобы дети не поранили друг друга лопатами, граблями.
Важную роль для организации трудовой деятельности в природе имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада.
В группе организован трудовой центр, в состав которого входит уголок природы, трудовой инвентарь, картотеки, уголок дежурства. В уголке природы располагаются комнатные растения, за которыми дети осуществляют наблюдение и уход. Это – герань, хлорофитум, фиалка, традесканция, бальзамин, сансевьера. Имеются различные дидактические игры, способствующие познавательному экологическому развитию и запоминанию различных трудовых процессов в природе («Что за чем?», «Кто что ест?», «Кому что нужно для работы?», «Путаница», экологические игры Натальи Рыжовой, картотека художественного слова (сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки о природе и труде). На подоконнике располагаются сюжетно-макетные игры: «Ферма», «Времена года», «озеро Байкал», «Птицы» - смена декораций в игре происходит в соответствии со сменой времен года. Организован уголок дежурств в форме «Графика дежурств в уголке природы». В группе имеется весь необходимый трудовой инвентарь, соответствующий нашему возрасту :
• Для работы на участке : грабли, колышки, лейки, ведра, лопаты, совки.
• Для работы в группе : клеенчатые фартуки, щетки-сметки, совки для мусора, щетки половые, тазы, леечки, деревянные палочки, тряпочки, пульверизаторы.
На нашем участке детского сада располагается цветник, состоящий из четырех клумб, на территории детского сада растут многообразные виды деревьев и кустарников: акация, береза, тополь, яблоня, рябина, сирень. На территории организован мини-огород, где наша группа имеет свои грядки для посадки на ней разнообразных овощных культур. Имеется «Уголок нетронутой природы» - это одно из «экологических пространств», который расположен на территории детского сада, предназначен для детей всех возрастов. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней нет построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. В нашем уголке сложился естественный биоценоз: стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благополучные условия, нашли себе приют насекомые.
Труд детей в природе организую в виде индивидуальных и коллективных поручений.
Индивидуальные поручения дают возможность тщательно руководить действиями детей – оказать прямую помощь тем, кто в ней нуждается, дать дополнительные разъяснения, советы, прокомментировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, воспитывается ответственность за порученное дело, привычка к трудовому усилию. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Детям даются следующие индивидуальные поручения:
• Полить цветок, рассаду.
• Определить, каким растениям необходим полив, а каким рыхление.
• Протереть пыль с листьев.
• Обобрать высохшие листья, цветы.
• Протереть пыль в уголке дежурств.
• Взрыхлить почву в клумбе, цветочном горшке.
• Убрать трудовой инвентарь на место.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эта форма труда необходима для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
При фронтальной организации коллективного труда, когда все дети участвуют в труде, мы сообща выполняем одно какое-либо задание, например, пропалываем огород, убираем участок от мусора, помогаем дворнику. А при уборке уголка природы все дети делятся на подгруппы по 5-6 человек: одни моют растения, другие протирают пыль, третьи моют поддоны. Коллективный труд можем также использовать и для небольшой одной подгруппы, например, собрать листья для гербария, полить клумбы.
Так например, в моей группе проводится коллективная работа по посадке лука. Данную деятельность мотивирую тем, что лук, очень полезен для здоровья. В начале работы провожу ознакомительное занятие: показываю детям как необходимо производить посадку, какое необходимо иметь оборудование и какие условия нужно создать, чтобы луковица начала расти и появились всходы. В ходе коллективной работы каждый из детей получает по стаканчику, луковицу, необходимые инструменты. Дети надевают клеенчатые фартуки, насыпают в стаканчик земли чуть больше половины, делают пальчиками углубление, высаживают туда луковичку, сверху засыпают землей, немного утрамбовывают и поливают водой. Затем стаканчики с высаженными луковичками ставятся на подоконник – на свет и тепло. Дети постоянно проверяют, чтобы земля была влажной
Данную форму труда используем также тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Обучая ребят новой трудовой операции, мы показываем и объясняем все задания, а затем делим его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминаю о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение. Стараюсь давать оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагаем исправить ошибку. Учу ребят понимать необходимость труда, показываю почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматриваю вместе с детьми растения, проводим рукой по крупным листьям, выявляем, что они запылились, их нужно вымыть.
.На улице, во время прогулок, также проводится формирующая работа по трудовому воспитанию детей. Ребята помогают в уборке на участке, сгребают мусор, переносят его в отведенное место, зимой сгребают снег под деревья, строят заслоны, расчищают дорожки от снега, сгребают снег для построек и игр. По моим наблюдениям, в работе на участке у ребят долгое время сохраняется стремление к игровым действиям. И для того, чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, работаю с группой детей из трех-четырех человек, таким образом имею возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания, тем самым вовлекая их в процесс: правильно вскопанную клумбу, красиво сделанную грядку, ровные и прямые междурядия, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях.
Для поддержания интереса к уходу за растениями на участке и формирования правильных представлений использую рассказы и показы картинок, а так же сам факт роста и развития растений, направляя внимание своих воспитанников на необходимость ухода за ними. Таким образом подвожу детей к выводу о взаимосвязи состояния растения от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов по нескольку раз объясняю для чего выполняется данная работа, напоминаю, как нужно это делать. Поняв суть дела, ребята по-другому начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, но и ко всем растениям.
В ходе работы на участке привлекаю ребят к прополке грядок и клумб. В результате такой деятельности дети получают представление о роли прополки для роста растений, узнают некоторые сорняки. Осенью мы собираем овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладываем их по видам, усваиваем обобщенное понятие «овощи», выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности.
На прогулках уточняю представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Наблюдаем, какие птицы постоянно прилетают на участок, какие редко. Какой корм больше любят, сколько съедают. Для этого в группе проводится цикл занятий по изготовлению кормушек, которые потом дети сами вывешивают на участок, сметают с них снег и выкладывают на них корм.
В своей работе использую проведение совместных дежурств (воспитатель и дети) по уходу за комнатными растениями и «огородом на окне». Уход за растениями осуществляется в присутствии детей, постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей все класть на свои места. Для этого н изготовлены пооперационные трудовые карты, алгоритмы ухода за растениями. Объясняю, что прежде чем полить растение, необходимо убедиться, что оно нуждается в этом (потрогать пальчиком землю). Если земля в горшочке слишком влажная, то лучше прорыхлить ее. Все трудовые действия проходят с объяснением. Для жизни, роста и развития растения необходима вода, воздух, свет. Вода – поливаем растение, воздух – рыхлим, свет – протираем листья от пыли. В помощь для запоминания на каждое комнатное растение составлен паспорт, который прикреплен к горшочку. Для того, чтобы растения росли хорошо, мы обираем увядшие цветы, высохшие листья. В конце работы учим ребят убирать за собой свое рабочее место : раскладывать инвентарь, поставит растения, вытереть пол, ополоснуть тряпочку, отжать, повешать ее для просушки. Обязательно после работы опрашиваю детей : «Какие стали растения после того как их вымыли, полили, взрыхлили землю?», подвожу к выводу о том, что растениям необходим уход, тогда они лучше будут расти и развиваться.
Все результаты труда и наблюдений оформляем наглядно. В уголке природы ведем: дневники наблюдений за сезонными изменениями в природе; за деревьями (изменение внешнего вида деревьев в зависимости от времени года, способы ухода за ними); за птицами (какие прилетают на участок, чем мы их кормили, сколько съели); за ветками в вазе весной (тополь, верба); за ростом и развитием растений в группе и на участке.
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель. Находить пути ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Руководя процессом работы, работая вместе с детьми, следует учить работать детей тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям и формироваться представление о том, что значит, быть трудолюбивым.
Литература:
1. Бочкарева О. И. Трудовое обучение. Средняя группа. Занимательные материалы. – Волгоград. : ИТД «Корифей», 2008. 96с.
2. Воспитание дошкольника в труде/ В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др. ; Сост. Р. С. Буре; под ред. В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. :Просвещение, 1983 с. 83-124.
3. Ковальчук Я. И., Васильева А. И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн. : Народное просвещение, 1983. с. 35-37.
4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Програм. – метод. пособие. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 144с.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : кн. Для воспитателей д/с. – М. : Просвещение, 1991.