Майя Махмудова
Формирование толерантного общения дошкольников разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: Формирование толерантного общения дошкольников разных национальностей.
Подготовила: воспитатель ДО МБОУ Школа №27 г. о. Самара Махмудова М. М.
Наша страна многонациональная. В последнее время отмечается рост числа детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Многие из них с трудом общаются на русском языке, ввиду того, что в кругу семьи принято общение на родном языке. Естественно, такие двуязычные дети испытывают трудности при общении со сверстниками.
Публикация «Формирование толерантного общения дошкольников разных национальностей» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Формирование личности начинается с раннего детства. Именно в дошкольном периоде закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек, взаимоотношений между людьми. И именно педагогам дошкольного учреждения предоставляется возможность «заложить» основы дальнейшего толерантного поведения воспитанников.
В законе РФ «Об образовании» говорится о «гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности», не зависимо от национальной принадлежности. Работа педагогов ДО должна быть направлена на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от его места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. И тогда встаё т ряд вопросов: «Как помочь детям адаптироваться в социуме?», «Как помочь сохранить свои национальные особенности?», «Как обогатить их представлениями о русской культуре и традициях?», «Как сформировать в дошкольниках толерантное отношение друг к другу?»
Значение слова «Толерантность» обозначает «терпимость», то есть способность к сочувствию, пониманию кого или чего-либо, относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т. п.
Толерантность начинает формироваться с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Воспитание этого качества происходит ежедневно - это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, и принятие личности сверстников, и формирование чувства сплочённости коллектива.
Отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности, поскольку сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.
Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к детям разных национальностей. Однако бывают проявления иного отношения: смех или испуг при встрече с детьми других национальностей с ярко выраженными внешними особенностями (цвет кожи, волос,., говорящими на непонятном для ребят, а потому «смешном» языке, отказ вступать в общение с ними. Причины отрицательных проявлений кроются в детской непосредственности, весьма ограниченном жизненном опыте, отсутствуют необходимые представления о людях других национальностей, культуры общения с ними.
Как быть педагогу? Во-первых, он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе и, при равном доброжелательном отношении ко всем, не упускать это из виду. Если кто-либо из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями старательно развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, отмечать положительные качества ребенка и стараться дома говорить на языке, который в приоритете учреждения).
Там, где интернациональное воспитание осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего и понимающего русскую речь, не влияет на общение детей. Дети раннего возраста еще не понимают отличий, а дети старшего дошкольного возраста уже знают, что у каждого народа есть свой язык.
В нашем детском саду наряду с российскими детьми воспитываются дети из Узбекистана, Таджикистана. Некоторое время они не контактировали с другими детьми, поскольку привыкли дома слышать свой родной язык, а значит, ни о чем не могли спросить, договориться. В таких случаях педагоги предлагают детям вместе порисовать, поиграть совместно в кубики, построить большой дом, в уголке «Семья» приготовить национальные блюда для кукол. Постепенно дети сдружились, стали понимать друг друга.
Формирование уважения к народам нашей страны и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Одним из ведущих средств решения этой важной задачи была и остается художественная литература. В нашей «Библиотеке» находятся сказки о разных народах. Из книг дети узнают об особенностях жизни и быта разных национальностей, и о том, что характерно для ребят всех национальностей : они шалят, фантазируют, любят петь, танцевать, слушать сказки, играть.
Главное грамотно и интересно организовать разнообразные формы работы с детьми. В нашей группе в уголке творчества мы разместили плакаты, книги, журналы, раскраски. В уголке «Семья» разместили кукол в разных народных костюмах.
Общение ребенка с детьми разных национальностей может проходить в разных условиях : вне детского сада при участии родителей; в рамках одной группы или всего дошкольного учреждения (в развлечениях, в показах театрализованной деятельности, музыкальных занятиях).
Такие занятия очень полезны для ребят. Они создают атмосферу теплоты и эмоционального подъема, учат общаться с людьми другой национальности, оставляют яркий след в памяти детей, способствуют развитию интереса, дружеского отношения к определенному народу, его национальным традициям.
Можно сделать вывод, что формирование толерантных взаимоотношений дошкольников – это актуальная задача сегодняшних дней. А формирование этнокультурной компетентности ребёнка – одно их необходимых качеств современной личности.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 04.08.2023 года № 479-ФЗ
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования : утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М. : Высшая школа, 1993. - 944с.