O П
Формирование основ коммуникации у детей со сложным дефектом посредством пальчикового театра
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Формирование основ коммуникации у детей со сложным дефектом через пальчиковый театр
Авторы: Новикова Тамара Никифоровна, Предко Оксана Владимировна.
В последние 20 лет увеличилось число детей, имеющих системную речевую патологию. Вербальная коммуникация их недостаточна либо отсутствует совсем. Поэтому формирование или совершенствование коммуникативных навыков у детей с системной речевой патологией является одной из актуальных задач коррекционной логопедии сегодня. По мнению Р. Е. Левиной [3] - сенситивный период развития, создающий наиболее благоприятные условия для формирования коммуникации – дошкольный.
Публикация «Формирование основ коммуникации у детей со сложным дефектом посредством пальчикового театра» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вопросами развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги учёные Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев,
А. Р. Лурия [1, 2, 3,4,5].
В ГБОУ школа №1708 г. Москвы обучаются дети со сложным дефектом, в симптомокомплекс которого входит:
- нарушение двигательной сферы;
- особенности эмоционально и волевой сферы;
- интеллектуальная недостаточность;
- системная речевая патология;
В дошкольных группах обучается и воспитывается 286 детей, из них, в статусе 246 воспитанников имеются нарушение по всем четырё м линиям: двигательной, эмоционально и волевой, интеллектуальной и речевой сферам. При такой системной патологии в учреждении организована комплексная работа педагога-реабилитолога, психолога, дефектолога, логопеда, учителя, воспитателя и т. д. Остановимся на вкладе воспитателя дошкольной группы в данную систему коррекционной работы.
Воспитатель в повседневной жизни и на занятиях дает детям знания об окружающем мире, развивает мышление, формирует творческие способности в процессе рисования, лепки, аппликации. Педагог постоянно формирует и активизирует коммуникацию через основной вид взаимодействия детей дошкольного возраста – игру, в состав которой входит и театральная деятельность.
В современной дошкольной дидактике применяются различные виды театрализованной деятельности : настольно-печатные, пальчиковый театр, перчаточный театр Би-ба-бо, игры-драматизации, сказкотерапия и т. д.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности в дошкольном учреждении рассматривали А. А. Леонтьев, [5] и др.
Воспитатели ГБОУ №1708 активно работают в этом направлении включаясь в общую систему коррекционной деятельности.
На первом году обучения детей они применяют настольно-печатные театрализованные игры. Их цель: формирование у детей понимания содержания текста и навыка выполнения действий в соответствии с ним. В настольно-печатном театре ребё нок взаимодействует с героем через образ: игрушку, картинку. Воспитатель и ребёнок взаимодействуют рука в руку, опираясь на тактильное и зрительное восприятие при передвижении фигурок на плоскости.
Используются различные материалы: бумажный, пластиковый, картонный, деревянный, фанерный.
На втором году обучения используется пальчиковый театр и перчаточный Би-ба-бо. Цель этой работы: формирование эмоциональных сопереживаний через обыгрывание бытовых и сказочных сюжетов опираясь на паралингвистические средства общения. Игрушки театра Би-ба-бо могут быть из ткани, войлока, резины, силикона, и т. д.
Активное формирование вербальной коммуникации на уровне диалога организуется на третьем году обучения детей. Это игры-драматизации по сюжетам сказок, стихов, рассказов. Цель работы: формирование вербальной коммуникации в процессе организации диалога. Для этого театра используем игрушки, маски, шапочки, кокошники в соответствии с образами сказочных персонажей.
Проигрывание этюдов с прямым морально-этическими смыслом берут на четвёртом году обучения. Целью этой работы является обучение детей нормативным правилам поведения человека, в социуме, через понимание социальных категорий «добра», «зла», «ответственности», «справедливости». Используемый материал: театральные костюмы, декорации, реальные или импровизированная сцена, кулисы или ширма.
В дошкольных группах ГБОУ № 1708 воспитывается и обучается значительное число детей со сложным дефектом, для формирования коммуникации которых ведётся активная работа по развитию паралингвистических средств общения, как основы языка. Такая работа проводится воспитателями на втором году обучения детей. Остановимся на этом периоде использования пальчикового и перчаточного театра.
Пальчиковый театр, вызывает эмоциональный настрой, мотивацию, что является базой коммуникации, способствует формированию у ребё нка взаимодействия с окружающими: ребёнок – кукла, ребёнок – взрослый с куклой, ребёнок – ребёнок с другой куклой. Этот вид театральной деятельности формирует зрительно-пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает настрой на коммуникацию. Дети последовательно учатся надевать персонажи на палец, удерживать позу, заданную в статике, а затем в динамике.
Пальчиковый театр учит ребёнка ориентироваться в собственном теле, осознавать себя и своё «Я». В этом театре обязательным условием является тесное взаимодействие с участниками представления, что очень важно для работы с детьми с аутистическими чертами поведения.
На втором году обучения в дошкольных группах ГБОУ № 1708 воспитателями за учебный год проводится до 60 занятий по театрализованной деятельности : 30 – пальчиковый театр и 30 перчаточного театра Би-ба-бо.
Основными направлениями этой работы является:
• ориентация в пространстве: вверх – вниз, влево – вправо, вперёд – назад и т. д;
• ориентация в кисти руки: ладонь, тыльная сторона ладони, пальцы – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец;
• выполнение основных движений пальцами : указательный жест, указательный палец сгибать - разгибать, изолированными пальцами двигать слева - направо, вперёд - назад, вверх – вниз и т. д;
• работа по содружеству двух рук ребёнка;
• работа по содружеству: рука ребёнка – рука взрослого, рука одного ребёнка с рукой другого ребёнка.
В практике работы воспитателей с детьми второго обучения используются различные игры с куклами пальчикового и перчаточного театра Би-ба-бо.
Приведё м примеры игр:
1. «Здороваемся» – учить детей удерживать головку куклы на выпрямленном пальце; сгибать палец в суставе, поворачивая кисть, сжатую в кулак, «к себе» и «от себя».
2. «Часики» – учить детей выпрямленным пальцем (остальные сжаты в кулак) выполнять движения вправо – влево.
3. «Спим» – учить детей опускать и поднимать ровный палец, не сгибая его, сохраняя первоначальную позицию.
4. «Неваляшка» – учить детей прямым палец выполнять круговые движения.
5. «Репка» – учить детей «выстраивать» кулачки с выдвинутыми указательными пальцами друг за другом и двигаться по прямой в одном направлении.
6. «Хоровод» – учить детей «выстраивать» кулачки с выдвинутыми указательными пальцами друг за другом и двигаться по кругу в одном и другом направлении.
7. «Баба сеяла горох…» – учить детей сгибать и разгибать изолированные одноимённые пальцы на обеих руках попеременно.
Эти игры формируют понимание инструкции, развивают двигательный праксис, служат фундаментом будущего сюжета. Они отрабатываются в подгруппах и индивидуально на занятиях по театрализованной деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод: пальчиковый театр обогащает общение детей паралингвистическими средствами, которые являются основой формирования их вербальной коммуникации.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991.
2. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1972. - С. 9-31.
3. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина / Специальная школа, 1967. – Вып. 2 (122).
4. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М. : Красанд, 2010. - 216 с. - ISBN 978-5-396-00142-8.
5. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / под ред. Е. М. Хомской. -Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 416 с.