Эльвира Голуб
Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ»
Автор: Цаер Эльвира Витальевна, воспитатель МБДОУ №146 "Детский сад
комбинированного вида" г. Кемерово
Всероссийская научно-практическая конференция: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ: современная практика и взгляд на будущее»
На современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ, одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям [5].
Публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ начинается формирование и воспитание нравственных качеств. Положительные качества поведения нужно прививать в системе, начиная с первых лет жизни и обеспечивая его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Ребенок с ОВЗ по своему поведению мало отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно назвать результатом недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть изолированы от своих сверстников, а наоборот, общаться с ними, что играет большую роль, не только в формировании нравственных качеств, но и в социальной адаптации.
Обязательным условием успешного нравственного воспитания – являются отношение взрослых к детям и взаимоотношения между взрослыми и детьми. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов: патриотическое воспитание; формирование духовности обучающихся через отношение к литературе и
средствам массовой информации; эстетическое развитие детей; формирование потребности в здоровом образе жизни. Педагоги и родители должны постоянно показывать пример. Они дают детям «модель поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм морали, этикета. Во время пребывания в детском саду происходит обмен способами и навыками общения. На наш взгляд, одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Вежливость очень важное нравственное качество в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности. В нашей группе мы придерживаемся таких традиций как: «Круг этикета», «Уроки тетушки Совы», где дети знакомятся с вежливыми словами и выражениями, а затем применяют их в режимных моментах, в разных видах детской деятельности. Каждое утро воспитатель приветствует детей «С добрым утром!». При организации детей на утреннюю зарядку, используем: «На зарядку, на зарядку становись.», после ее окончания спрашивает: «Здоровье в порядке? Спасибо, зарядке? Дети отвечают: «Спасибо, зарядке»! Во время приема пищи желаем всем приятного аппетита, после благодарим.
Формирование нравственных качеств происходит и в игровой деятельности. При подборе игр и упражнений учитываем специфику нарушения развития ребенка и его возрастные и индивидуальные особенности.
Так при первом знакомстве с ребёнком используем игру «Назови себя» направленную на формирование умения представлять себя другим детям. В ходе игры предлагается представить себя, назвав свое имя так, как ребёнок хотел, чтобы его называли в группе. Для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу используем игры «Позови ласково», «Волшебники». Во время игры «Передача чувств» развиваем умения передавать эмоции с помощью невербальных средств. В игре воспитатель просит детей передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, движений.
Большую роль при формировании у детей с ОВЗ нравственных качеств, воспитании чувств, гуманных отношений, отводится устному народному творчеству: сказкам, пословицам, песням и т. д. Которые способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемому событию, к природе, к героям, к персонажам, к окружающим их людям, к действительности.
Начиная с младшей группы, дети с ОВЗ знакомятся со сказками «Репка», «Колобок», «Лиса и петух», «Заюшкина избушка» и др. с целью выявления способности к анализу и оценки поступков других (героев сказок, умения сравнивать себя с ними. Сказки также учат правильному принятию решений, помогают усваивать основные нравственные нормы. Через эти сказки можно прививать детям любовь к животным, заботу о них.
Особую роль в формировании нравственности у дошкольников с ОВЗ играет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность группы и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование. Во время прогулок наблюдаем за трудом взрослых, за растениями, животными, насекомыми, это позволяет детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как части природы и тем самым укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.
В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ считаем, что воспитание и развитие социально-нравственных навыков и привычек является важной частью формирования нравственного поведения и становления личности. И главная роль в этом процессе отводится
непосредственно родителям и педагогам. Подводя итоги, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в социально-нравственном становлении личности ребёнка с ОВЗ. Складывающиеся социально-нравственные привычки дошкольников отражаются на его поведение, речи, отношении к окружающему миру, к окружающим людям.
Литература:
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с. – Текст: непосредственный.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с. – Текст: непосредственный.
3. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No8(24) 2018 Alley-science.ru (дата обращения 30.11.2020). – Текст: электронный.
4. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н. М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67. – Текст: непосредственный.
5. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.14. – URL : https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/– Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 30.11.2020). – Текст: электронный