Элина Марюшкина
Формирование навыков описательного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад №150»,
г. Рязань.
Подготовила: Марюшкина Э. Г.
воспитатель высшей категории
Статья. «Формирование навыков составления описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Формирование навыков описательного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают детям овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Такие виды рассказывания как описания предметов и объектов, являются частью комплексной работы, которую я провожу по формированию связной речи у детей.
Описание - это словесное изображение какого-либо объекта или явления действительности путем перечисления его признаков. Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных определений (эпитетов, выраженных прилагательными, причастиями и причинными оборотами. Глаголы употребляются в форме несовершенного вида, часто в прошедшем времени. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. В текстах описаниях - часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а за тем, каждое качество или признак объекта как лучик, присоединяется к его характеристике.
Обучения составлению описательных рассказов очень важно для развития ребёнка, так как умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Чаще всего я использую в своей работе красочные игрушки, животные, птицы, растения, одежда, посуда и др. Ребенку предлагаю самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Чаще они подбираются комплектами.
Опыт моей работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны.
Процессу обучения детей рассказам описательного характера предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные исходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое внимание я уделяю мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит её результат. Схемы необходимо использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывание загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Спасибо за внимание.