Татьяна Петрищева
Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Подготовила воспитатель Петрищева Т. В.
Аннотация. В данной статье описываются особенности работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств, а также основные направления по дальнейшей разработке проблемы исследования.
Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств» размещена в разделах
Ключевые слова: экологическая культура, формирование экологической культуры, старший дошкольный возраст, синтез искусств
Экологическое развитие, несомненно, необходимо каждому современному человеку. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования экологической культуры личности, развития ее способностей и природных задатков в области природы, умения и стремления жить по законам природы. Почву для формирования начал экологической культуры необходимо начинать закладывать еще в дошкольном возрасте. Следует отметить, что система формирования начал экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты [2] :
- экологическое воспитание в образовательной деятельности (в том числе и посредством синтеза искусств);
- экологическое воспитание на прогулках, в труде;
- экологическое воспитание в сотрудничестве с семьей дошкольника.
Экологическому воспитанию дошкольников посредством синтеза искусств в нашей стране уделяется серьезное внимание. Воспитать у дошкольников способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и природе, стремление самому участвовать в создании прекрасного в природе, развивать художественные способности – таковы основные цели и задачи формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств. Понятно, что экологическое воспитание старших дошкольников имеет свои специфические особенности. Под влиянием системы воспитательных воздействий дошкольники значительно продвигаются в своем экологическом и эстетическом развитии, у них формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное в природе, в жизни, в труде [4].
Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств – один из факторов общего развития старших дошкольников.
В современной педагогике формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств трактуется как воспитание способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, в природе, как воспитание стремления самому участвовать в соз-дании прекрасного в жизни и природе, как развитие познавательных и художественно-творческих способностей.
Одним из важнейших средств формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств являются уроки рисования в ДОУ. Включенные в общую систему работы ДОУ, они составляют ее важную часть и активно развивают старших дошкольников. Благоприятствуют этому объективные возможности, заложенные в содержании образовательной деятельности, организационных формах, методических средствах и оснащенности педагогического процесса. Конкретно-прак-тический характер образовательной деятельности позволяет интенсивно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность старших дошкольников [1].
Процесс формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств в дошкольном образовательном учреждении включает в себя три взаимодополняющих звена: а) накопление опыта эстетических переживаний; б) художественно-эстетическое образование; в) практическая деятельность в природе, в жизни, в труде.
На занятиях по рисованию в дошкольном образовательном упреждении формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств является одним из основных направлений. Занятия рисованием в ДОУ направлены на развитие индивидуальности (творческих способностей, художественных предпочтений, эстетического вкуса, способствуют экологическому воспитанию старших дошкольников).
Цель образовательной деятельности по рисованию – привить детям интерес к произведениям живописи, научить смотреть картины, ценить мастерство художника. Детей нужно постепенно приобщать к миру красок. Начинать лучше с ярких, сочных иллюстраций к знакомым детям ситуациям, сказкам, стихотворениям. На занятиях следует учить различать и узнавать в иллюстрациях изображенные предметы, животных, растения; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине; воспитывать умение видеть красоту природы, красоту исполнения.
Затем можно начинать знакомство с творчеством выдающихся художников. Работы великих пейзажистов И. И. Шишкина и И. И. Левитана – это прекрасное средство воспитания любви к природе. Занятия по разбору картин о природе познакомят детей с богатым миром красок, помогут ощутить красоту окружающего мира [3].
Чтобы занятия по рисованию в ДОУ проходили интересно, живо, не следует их вести только в форме вопросов и ответов. Можно включить и чтение короткого рассказа, стихов, слушание музыки.
Занятия по рисованию имеют большое коррекционно-воспитательное значение. У старших дошкольников совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями. Через эмо-циональное восприятие произведений изобразительного искусства дети подводятся к доступной их сознанию эстетической и экологической оценке явлений окружающей действительности [5].
Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств, которое осуществляется в ДОУ на занятиях по рисованию, является необходимым условием гармоничного развития ребенка. Под этим следует, прежде всего, подразумевать создание у старших дошкольников определенного комплекса представлений о красивом, о природе, о конструктивном поведении людей, предварять развитие их творческих способностей. Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств состоит в прямой взаимосвязи с воспитанием навыков и привычек культурного поведения, а также соблюдения нравственных норм. Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств должно привести дошкольников к правильным поступкам, переходя тем самым из экологического в этическое.
В рамках данной статьи также можно сформулировать следующие этапы дальнейшей работы по формированию начал экологической культуры посредством синтеза искусств :
1. Разработать цикл мероприятий, который будет направлен на формирование таких качеств старших дошкольников, как: речевая грамотность, нравственность, эмоциональность, индивидуальная активность.
2. Включить в комплекс мероприятий изобразительную деятельность, направленную на формирование экологических представлений.
Список использованной литературы
1. Адам, Д. А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00. 07: Екатеринбург, 2015. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике – Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-07/dissertaciya-formirovanie-ekologo-orientirovannyh-tsennostey-u-doshkolnikov-sredstvami-sovremennogo-iskusstva
2. Ашиков, В. «Семицветик» — программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 34-39.
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. – М. : АРКТИ, 2015. – 128 с.
4. Курашова, В. А. особенности воспитания у старших дошкольников экономно – бережного отношения к природным рисурсам / В. А. Курашова // Дошколник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение. – 2012. – № 4. – С. 24-27
5. Островская Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00. 07: Екатеринбург, 2013. – 164 c.