Наталья Чижкова
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников
Елена Геннадьевна Власенкова
Научный руководитель, канд. псих наук, доцент
Наталья Михайловна Чижкова
Студентка 2-го курса, магистратура ППО-ППЛ
ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»
г. Южно-Сахалинск
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикация «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников» размещена в разделах
Аннотация: в статье актуализируется проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников формируются знания об окружающем мире: ребенок начинает обогащать свой опыт представлениями об особенностях природной среды, получает эмоциональные впечатления и учится осознавать эмоции, управлять собственным поведением.
Ключевые слова: мотивационная готовность к школе, познавательно исследовательская деятельность, старший дошкольный возраст, готовность к школе.
Проблема подготовки к школе достаточно сложная и многоаспектная. Так считают многие психологи, среди которых Л. И. Божович,
Д. Б. Эльконин и другие. Готовность ребенка охватывает все сферы жизни и деятельности будущего первоклассника. Поэтому проблема психологической подготовки является одной из важных в формировании развитой личности.
Доказано, что у детей, которые не готовы к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, у них чаще проявляются различные трудности в обучении. Ибо дошкольный период является сенситивным для формирования многих способностей и качеств ребенка.
В последние десятилетия акцент ожидания общества от работы заведений дошкольного образования сместился на всестороннее развитие личности ребенка. Однако подготовка к школьному обучению остается актуальной в дошкольном образовании. Речь идет не о накоплении определенных знаний и умений, которые будут использованы в школе, а именно об умении получать знания, то есть познавательное развитие дошкольника. Внимание к развитию исследовательской деятельности старших дошкольников поможет им успешно усваивать материал, повысит эффективность их когнитивных способностей и умений исследовать окружающий мир, будет способствовать формированию мотивационной готовности к обучению в школе.
По определению О. О. Гониной, психологическая готовность – это один из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошкольного детства [3, 276].
Ученые О. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последнее требует наличия сознательного уровня развития социальных мотивов поведения и морально-волевых качеств личности.
С целью формирования у детей мотивационной готовности к школе, учитывая достижения выдающихся психологов и ученых, мы можем предложить использовать познавательно исследовательскую деятельность.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников формируются знания об окружающем мире: ребенок начинает обогащать свой опыт представлениями об особенностях природной среды, получает эмоциональные впечатления и учится осознавать эмоции, управлять собственным поведением.
Исследование всегда начинается с познавательной потребности, мотивации поиска, предполагает выявление определенной проблемы или противоречия, изучение и объяснение неизвестного.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования должна учитывать возрастные возможности детей и реализовываться с соблюдением следующих этапов:
этап выявления проблемы (противоречия) и осознания ее (его) содержания;
этап применения известных детям знаний и способов деятельности по решению проблемы;
этап формулирования предположения или выдвижения гипотезы относительно способа или результата решения проблемы;
этап последовательного выполнения действий по выявлению истинности или ложности выдвинутого предположения;
этап формулировки выводов на основе полученных данных.
Исследовательская деятельность дошкольников трактуется как вид познавательной деятельности по разрешению противоречия познавательно-розыскного характера, которое принимает форму учебного исследования и представляет собой незначительную часть процесса научного познания, доступного для восприятия, понимания и выполнения воспитанниками. Выполнение педагогом - психологом исследовательской деятельности базируется на действиях умственных (видеть противоречие и формулировать проблему; конкретизировать объект и предмет исследования; определять цель и задачи работы; формулировать гипотезу; планировать и организовывать собственную деятельность, сравнивать, анализировать, синтезировать, абстрагировать, обобщать, наблюдать, сопоставлять и т. п., соотносить результат собственной деятельности с целью и оценивать его, взаимодействовать с воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, осуществлять самоконтроль, саморегулирование; формулировать выводы) и практических (обрабатывать различные источники информации; которые были получены). Эффективность их выполнения оказывает существенное влияние на процесс организации педагогом
- психологом исследовательской деятельности дошкольников.
П. Я. Гальперин обращает внимание на то, что мотивы могут быть устремлены как от самого ребенка, так и от окружающих людей. Взрослый может повлиять на формирование тех или иных мотивов у детей. «Производительность исследовательской деятельности зависит от того, в какой мере воспринимает и проявляет себя ребенок в качестве субъекта собственной активности»[2,19]. В то же время эффективность исследовательской деятельности дошкольника определяется его социальной, психологической и физиологической готовностью к процессу усвоения знаний, формирование умений и навыков, овладение способами деятельности.
Под социальной готовностью понимают знание правил общественного поведения и их соблюдение, знание об окружающей среде, готовность к восприятию новой социальной роли, готовность к общению и взаимодействию с другими (воспитателем и сверстниками, умение давать оценку своей деятельности, способность к выполнению роли ребенка. По мнению
А. Н. Леонтьева, социальная готовность подкрепляется не только обретением новых знаний и умений, но и появлением новых потребностей и интересов, подчиненностью мотивов, определяющих поведение и развитие ребенка, способностью к саморегуляции и принятием нового социального статуса
– исследователя[4].
В ходе исследовательской деятельности дошкольники не только получают фактические знания о явлениях и объектах природы и учатся методике научного освоения окружающей среды. Они учатся общаться и сотрудничать на достижение общей цели, управлять своим поведением и мотивами, отстаивать собственные взгляды, доказывать их, задумываться над причинами неудач и делать выводы на основе результатов опыта. Именно поэтому правильно выбранное оборудование и материалы способствуют активной заинтересованности детей, расширению горизонтов [5].
Таким образом, мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль и позицию ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала старших дошкольников своими главными элементами – познаниями и исследованиями. Поэтому в центре внимания педагогов, психологов и родителей должны быть задачи достижения такого уровня развития ребенка - дошкольника, его мотивационной готовности к обучению, который обеспечит будущему школьнику достаточную и необходимую жизненную компетентность, адаптируемость и адекватную сориентированность в окружающей среде.
Сильнейшим стимулом к обучению является познавательная мотивация, основанная на интересах ребенка.
Человек в любом возрасте хочет знать больше, видеть что-то в совершенно новом свете и постоянно открывать для себя. Затем усилие делается для себя, для собственного удовлетворения и самореализации.
Все это имеет следующие положительные последствия:
• высокий уровень удовольствия от обучения;
• большее любопытство к миру;
• более низкий уровень школьной тревожности;
• склонность браться за задачи, которые являются «сложными» для человека;
• лучшая успеваемость.
Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности
– учебной. Познавательно-исследовательская деятельность является средством развития познавательной активности у старших дошкольников.
Список литературы:
Божевич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Психология личности: хрестоматия. – Самара, 2000. – 464 с.
Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". М. : Изд-во МГУ, 1965. - 52 с.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования/ О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 415 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
Леонтьева Р. А., Тугулева Г. В. Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL : https://scienceforum.ru/2018/article/2018003194
Подготовка ребенка к школе : требование и диагностика: учебное пособие/ Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И., Степанова Н. А., Градусова Л. В., Тугулева Г. В., Мичурина Ю. А., Сайгушева Л. И., Миннурова А. Ф.
– Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2012. – 266с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/ Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2011. – 384 с.