Петрунина Екатерина Николаевна
Формирование КГН во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, Уважаемые гости!
Я, Петрунина Екатерина Николаевна, воспитатель 2-ой младшей группы хочу представить вашему вниманию свою презентацию «Воспитание культурно-гигиенических навыков во 2-ой младшей группе». (СЛАЙД)
Проблема овладения детьми культурно-гигиеническими навыками очень актуальна. С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Публикация «Формирование КГН во второй младшей группе» размещена в разделах
Передо мной были поставлены следующие задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
(СЛАЙД -дети моют руки, расчесываются)
Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» является формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду и осуществляется несколькими способами:
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый исполняет роль партнера, а не учителя.
При оформлении ребенка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями, провести анкетирование, индивидуальные беседы, провести консультации для родителей. (СЛАЙД-воспитатель с родителем, родительское собрание) .
Основной задачей взрослых (родителей и воспитателей) является развитие у ребенка целеустремленности, самостоятельности. Для этого очень эффективен прием сотрудничества со взрослыми, когда ребенок и наблюдает, и слушает, и сам участвует в деятельности как равноправный партнер. При такой организации образовательной деятельности у детей происходит возрастание преднамеренности, произвольности, целенаправленности психических процессов, что положительно влияет на развитие созидательной активности. (СЛАЙД-взрослый показывает носовой платок, взрослый показывает ребенку, как вытирать руки влажными салфетками) .
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. (СЛАЙД-воспитатель помогает засучить рукава, ребенок намыливает руки) .
В Программе «Чтение художественной литературы» предлагается использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик.
Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. (это всем известные «Водичка-водичка…» «Расти коса до пояса…»,а также у нас в группе имеется картотека потешек и игр по формированию к. г. н.) (СЛАЙД- я у плаката, ребенок умывается).
Рекомендуются различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи. Все это поможет детям запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» напомнит им о том, что посуду следует всегда содержать в чистоте.
Можно организовать сюжетно-ролевую игру кукольное праздничное застолье или почитать книжку «Девочка чумазая» (СЛАЙД-с-р. игра «Кухня»)
Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет вам в решении этой задачи.
Благодаря дежурству вы сможете воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению. Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал». (СЛАЙД-дежурство детей)
Профессиональная обязанность воспитателя дошкольного учреждения – научить ребенка правилам поведения за столом. Этот процесс происходит как в специально организованной деятельности, так и во время приема пищи. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе.
Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам. (СЛАЙД-воспитатель кушает вместе с детьми, дети кушают)
Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности — все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.
Наличие культурно-гигиенических навыков — важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).
Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).
Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).
Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания). (СЛАЙД-ребенок пользуется салфеткой, пьет)
Главное в воспитании детей раннего возраста — придерживаться принципов последовательности и постепенности.
Принцип последовательности реализуется в умении выполнять действия в определенном порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т. д. Выработка хороших привычек у детей раннего возраста — важное условие формирования характера.
Принцип постепенности заключается в привлечении детей к соблюдению режима малыми группами (чем меньше дети, тем меньше группа). Это дает возможность больше внимания уделить каждому ребенку, способствует планомерной работе с детьми.
Соблюдение режима является условием полноценного физического развития и жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна малышей. (СЛАЙД-сон)
Воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребенку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.