Боловина Надежда
Формирование бережливого мышления у дошкольников посредством образовательных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Боловина Н. В. ,
воспитатель МОУ
«Тавровская СОШ им. А. Г. Ачкасова
Белгородского района Белгородской области»
СП «Детский сад»
Аннотация: в статье автор рассматривает возможности образовательной организации (ДОУ) в воспитании бережливой личности дошкольников. Автор описывает модель бережливой личности современного дошкольника, которая включает в себя такие структурные компоненты как: сила личности, креативность, умение определять и достигать цели, взаимодействие с окружающими людьми и т. д.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, бережливость, бережливое мышление, креативность, образовательные ситуации, бережливое производство.
«Бережливость может считаться
дочерью благоразумия,
сестрою умеренности
и матерью свободы…»
Сэмюэл Смайлс
Бережливость – это «моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности» [2, с. 266]. Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы. Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка.
Современные дошкольники учатся строить свою жизнь организованнее, разумнее, интереснее. Такое качество, как бережливость, не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества, формирует навыки рационального использования предметов окружающего мира.
Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни – важный аспект в подготовке подрастающего поколения. Что происходит с человеком в пространстве бережливости? Какие новые знания и опыт он приобретает? Можем ли мы говорить, что бережливый человек отличается от обычного человека? В чем его особенности? Воспитание бережливой личности – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. Первичным условием бережливой личности является «работа над осознанностью, развитием самосознания, способности сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, умение определять и достигать цели, зная и используя методы бережливого производства» [2, с. 267].
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и ровесниками (Рис. 1). Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Ребенок, как можно раньше, должен усвоить мысль: все, что необходимо для жизни людей, создается трудом.
Рис. 1. Модель компетенций бережливой личности (Н. С. Давыдова)
В каждую вещь вложен труд, поэтому, обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь – значит не уважать усилия тех, кто создал ее. Прежде чем требовать от ребенка правильного обращения с предметами, нужно его этому научить и терпеливо напоминать, что каждая вещь имеет свое значение. С самого раннего возраста ребенку нужно объяснять: «каждая вещь требует ухода, у каждой вещи свое место, откуда взял ее туда и положи» [1, с. 15]. Эти правила легко усваиваются детьми, если ребенок постоянно видит порядок вокруг, а взрослые являются для него примером.
В практике современного дошкольного образования необходимо целенаправленное развитие субъектной позиции педагогов, формирование готовности к партнерскому взаимодействию с дошкольниками и их родителями по данному направлению.
Область «Познавательное развитие» предусматривает знакомство с различными видами потерь, понимание их, нахождение способов борьбы с потерями. Формирование умения устанавливать причинно-следственные отношения, используя приемы технологии бережливого мышления. Использование визуальных схем, цветовых маркеров при выполнении тех или иных действий.
Социально-коммуникативное развитие – это «формирование навыков совместной работы и обмена идеями» [4, с. 28]. Становление самостоятельности: распределение обязанностей в своей группе, проявление творческого подхода к решению поставленной задачи, создание моделей реальных объектов и процессов, развитие умения видеть реальный результат своей работы.
Деятельность в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлена на развитие общения в устной форме с использованием специальных терминов, использования интервью с целью получения информации, описание логической последовательности событий, создание визуальных схем и их пояснение, знакомство с художественными произведениями, составление сказок, включающих различные виды потерь. Так же у детей формируется умение правильно задавать вопросы для выявления причины возникшей проблемы.
В рамках области «Художественно-эстетическое развитие» происходит развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Дети рисуют потери по воображению, составляют и рисуют визуальные схемы, принимают участие в создании визуальной маркировки на шкафчиках, контейнерах для игрушек посредством аппликации.
Не остается в стороне и область «Физическое развитие». Дети знакомятся с правилами безопасного поведения с использованием визуальных схем, у них формируется начальное представление о здоровом образе жизни, об умении правильно распоряжаться своим временем. Также, в процессе проведения игр-тренажеров по формированию бережливого мышления происходит развитие крупной и мелкой моторики.
Для формирования бережливой личности, я использую разнообразные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, экскурсии, чтение художественной литературы, игровая деятельность, проведение развлечений, выставки детского творчества, изобразительная деятельность, привлечение родителей.
Чем раньше мы научим детей беречь свою одежду, игрушки и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Воспитывать маленьких детей бережливыми нам помогает такой методический прием, как одушевление игрушек: Зайке или Мишке холодно, поэтому их нужно пожалеть и одеть, обращаясь с ними бережно и аккуратно.
Воспитанники активно ухаживают за растениями в уголке природы, на огороде детского сада, в цветнике, поэтому они знают, как много труда надо затратить, чтобы вырастить хороший урожай. Так же дети узнают, что из семян можно вырастить разнообразные растения, которые снова летом будут радовать глаз своей красотой. Наблюдения за растениями на огороде детского сада способствуют развитию интереса у детей к окружающему миру и наблюдательности, помогают расширить представление ребят о растениях, как живых существах, об условиях необходимых для их роста и развития. Используем все возможности, чтобы научить ребят беречь и охранять родную природу.
Тема бережливости хорошо раскрывается, когда мы читаем малышам такие произведения, как «Маша растеряша» Л. Воронова, «Неумейка» Я. Акима и другие. Во время чтения уделяем большое внимание воспитанию бережного отношения к книге. Не всегда в книжном уголке внешний вид книг бывает привлекательным. Воспитанники относились к книгам небрежно, не ставили их на место после того, как посмотрят, углы страниц были потрепаны, обложки погнуты.
Большое место детский сад уделяет пропаганде знаний среди родителей по воспитанию детей.
В этом вопросе мы стараемся сделать родителей своими первыми помощниками. Для родителей проводятся онлайн-консультации: «Как мотивировать ребенка наводить порядок в своей комнате», разработаны буклеты, знакомящие родителей с инструментами бережливых технологий, проведена акция по сбережению электроэнергии «День без телевизора». Результаты творческих тематических работ детей и родителей оформляются на стенде «Семейное творчество».
Основным методом нашей работы по бережливости стало картирование процесса. Картирование позволяет «активизировать интеллектуальные процессы ребёнка, акцентировать его внимание на содержание знания и процессы его усвоения» [3, с. 122].
Задачи картирования – визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми разработала и разместила алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркеры. На красочных картинках, находящихся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Таким образом, современные дошкольники живут в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Такое качество, как бережливость не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова, Н. С. Путь бережливой личности. Особенности пути / Н. С. Давыдова. – Екатеринбург: Издательские решения. 2020. – 88 с.
2. Замятина, В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина // Молодой ученый. – 2019. – № 46(284). – С. 266-268.
3. Кардаш, Л. И. Проект «Воспитание бережливости у дошкольников» / Л. И. Кардаш // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 122-125.
4. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова, А. Н. Новоселова. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 225 с.
5. Формирование экосистемы развития бережливой личности на примере сквозного потока подготовки кадров: Методическое пособие / Под общей редакцией Н. С. Давыдовой. – М., 2021. – 62 с.