Ольга Кузнецова
Фольклор в жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье раскрывается существенная роль устного народного творчества в становлении личности ребенка – дошкольника. Автор отмечает его разностороннее воздействие и целесообразность использования в современном ДОУ для решения разного рода воспитательных и образовтельных задач.
Ключевые слова: фольклор, народная педагогика, речь, нравственные ценности.
Темочки:
Русский фольклор всегда был и остается по сей день мощным средством воспитания детей. Устное народное творчество нашей страны предполагает разнообразие жанров, среди которых: пословицы и поговорки, сказки, частушки, скороговорки, заклички, колыбельные песенки и многое другое. Все это - бесценное богатство нашей культуры, ценнейший показатель таланта и творческого потенциала русского народа. Через многообразие фольклорных форм ребенок способен не только овладеть родным языком, но и проникнуться его красотой, лаконичностью, приобщиться к родной культуре, получить свои первые впечатления о неи.
Современные педагоги сегодня также часто обращаются к народной педагогике, используя ее для решения разнообразных воспитательных и образовательных задач. Рассмотрим его разностороннее воздействие на становление личности дошкольника.
В первую очередь, фольклор - это несомненный источник воспитания нравственных качеств у детей, представляющее собой уникальнейшее средство трансляции мудрости, накопленной многими поколениями.
В не м находит свое отражение вся реальная жизнь и извечная борьба добра со злом. Благодаря народному эпосу дошкольник с удивлением открывает для себя как мир природы, так и мир человеческих взаимоотношении и чувств. Особый язык, используемый в фольклорных формах, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дарит прекрасные образы литературного языка.
Не секрет, что дошкольное детство – крайне важныи период в становлении личности каждого человека. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет усвоил суть человеческих ценностеи и существующих в обществе нравственных понятии. Достигнуть максимального воспитательного эффекта можно в том случае, если фольклорные максимально будут перекликаться с жизненными процессами ребе нка, сопровождать все виды его деятельности, насколько это возможно.
Одним из ведущих направлений работы современных воспитателей является развитие речи. И здесь также особое место отводится фольклору. Напевность, особыи ритм народных произведений учат детеи плавному произношению фраз и предложении, значительно обогащая и словарныи запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнении, используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Осуществляя знакомство детеи с разнообразными фольклорными формами, мы насыщаем их речь образностью, живостью, меткостью и краткостью выражении, способствуя воспитанию дошкольников на мудрости своего народа.
Речевое развитие дошкольников предполагает использование различных форм взаимодействия с воспитанниками, внедрения разнообразных педагогических технологий, методов и средств. Первоочередной задачей педагога является их качественный подбор. Поэтому так необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, опираясь на самые актуальные потребности и предпочтения воспитанников. Только в этом случае педагог сможет отыскать наиболее эффективные инструменты. Как показывает практика, фольклор есть тот самый универсальный инструмент, позволяющий найти ключик к каждому дошкольнику.
Опираясь на собственный педагогический опыт, мы сделали некоторые выводы. Многочисленная практика работы с дошкольниками показала высокую эффективность использования средств русского фольклора. Перечислим достоинства использования фольклора, которые мы выявили благодаря систематической работе:
- у детей обогащается словарный запас;
- активно развивается диалогическая и монологическая сторона речи;
- развивается звуковая культура речи;
- формируется грамматическая сторона речи;
- развивается мелкая моторика;
- формируются нравственные ценности.
Исходя из личного опыта, мы с уверенностью можем сказать о том, что детский фольклор - важнейшее орудие познавательного, речевого, нравственного и эстетического воспитания детей.
Для решения этих задач целесообразно использовать следующие направления:
1) Применение фольклора в ходе организованной образовательной деятельности.
2) Внедрение фольклорных форм в организацию режимных моментов.
3) Организация народных праздников в условиях ДОО.
Подводя итоги, отметим, что народная педагогика оставила нам огромное наследие – богатство русского фольклора, которое испокон веку неразделимо связано с воспитанием детей. Его использование в условиях современного дошкольного образование вполне целесообразно и позволяет привить детям любовь к своей родине, решая важнейшие вопросы становления личности ребенка.
Список использованной литературы
Методическая литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство – Пресс, 2008.