Дарья Бурлакова
Если в семье появился второй ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Полезные советы родителям
«Если в семье появился второй ребёнок».
С рождения второго ребёнка у родителей возникают новые заботы и обязанности, изменяется обстановка в семье.
Старшему уже не уделяется так много внимания, как раньше. Но так быть не должно.
Старайтесь не менять традиции, принятые в семье и касающиеся старшего ребёнка (прогулка в парк в выходной день, посещение секции, поездки в гости и т. д.)
Темочки:
Заранее готовьте дошкольника к появлению братика/ сестрички, причём представьте ситуацию так, как будто малыш появится именно по просьбе старшего.
Расскажите старшему ещё до рождения младшего о младенцах, как за ними ухаживать, что они кушают. Хорошо если он увидит это в другой семье. Вспоминайте и рассказывайте, как «старшенький» был в мамином животике, как он был младенцем, как рос и менялся; просмотрите вместе фото и видеозаписи.
Проведите все необходимые изменения в жизни первого ребёнка до рождения второго (начало посещения садика, прививки) Не изменяйте тип воспитания старшего ребёнка, не допускайте резкого увеличения требований к нему, введение новых обязанностей и др. Старайтесь, чтобы старший ребёнок не ощущал себя ненужным и отвергнутым. Вовлекайте его (по желанию) в заботы о младенце, выделяйте время для совместных игр, чтения, бесед (пока младший спит, можно поиграть со старшим).
Особенно не восторгайтесь и не любуйтесь младенцем в присутствии старшего.
Никогда не сравнивайте детей между собой. Помните: нет двух похожих детей, все они индивидуальны и неповторимы.
Поддерживайте стремление старшего ребёнка помогать в уходе за младенцем и его желание выполнять роль «третьего» родителя. Обращайте внимание на появляющуюся ревность со стороны старшего ребёнка и гасите её.
Например, если мама кормит младенца, папа может поиграть со старшим.
Позвольте старшему участвовать в выборе имени, одежды, игрушек для младшего братика (сестрички)
Помните: первенец - страдающая сторона, поэтому проявление ревности с его стороны неизбежно.
Постарайтесь вовремя заметить чувства ребёнка и помочь ему преодолеть их. Не обделяйте вниманием старшего ребёнка, ссылаясь на нехватку времени из-за ухода за младенцем, не посвящайте себя только уходу за младшим.
Проявляйте интерес к жизни первенца, воспринимайте чудачества старшего спокойно и без критики, постарайтесь выполнить его просьбы. Знайте, что своим неадекватным, порой вызывающим поведением («пить из бутылочки», требовать соску и др.) ребёнок старается отвлечь вас от младенца, обратить ваше внимание на себя.
Уделяйте внимание старшему, играйте с ним по его просьбе, так вы поможете ему справиться с новой для него ситуацией. Не обижайтесь, если ребёнок отказывается вам помочь, становится агрессивным, - это защитная реакция.
Старайтесь, чтобы дети полюбили друг друга, были в дальнейшем равны в правах и обязанностях (остальное - по желанию)
Если дети ссорятся, балуются, никогда не наказывайте кого-то одного, виноваты оба. Это справедливее, чем незаслуженное наказание кого-то одного («потому что ты - старший).
Когда хвалите одного ребёнка, обязательно найдите что-нибудь хорошее у другого, даже если он этого не заслужил.
Поощряйте стремление старшего чувствовать себя защитником (но не нянькой, а младшего - защищенным, (но не куклой). Учитывайте индивидуальные особенности, характер ваших детей. Если один ходит на танцы, другой, возможно, захочет заниматься спортом; Если старший научился читать, это не значит, что младший обязан не отставать.
Не отправляйте старшего ребенка после рождения младенца на некоторое время к бабушке. Это может привести к зарождению ревности и конкуренции между детьми.
Смена обстановки ведет к невротизации ребёнка с проявлениями тревожности, неврозов, агрессивности, отчужденности.
Не увлекайтесь повторением одной и той же фразы: «Ты уже большой!». Старший может подумать, что его не любят, а любят только младшего. Помните: старший ребёнок, в сущности, ещё совсем маленький и очень нуждается в родительской ласке и нежности. Остерегайтесь того, чтобы ваш полузаброшенный «большой» не возненавидел обожаемого всеми маленького кроху.
Педагог-психолог: Бурлакова Д. А