Надежда Алексеевна Шилко
Статья для педагогов и родителей «Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети интернет»
▼ Скачать + Заказать документы
Интернет – бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. Глобальная сеть обладает множеством преимуществ, одним из которых является то, что каждый может разместить в ней любые материалы. К сожалению, иногда они носят весьма сомнительный характер. В Интернете размещено большое количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное воздействие на детскую психику могут оказать порнографические сайты, бесплатные веб-страницы, пропагандирующие насилие и праворадикальные идеи, увлечение интернет играми, которое может перерасти в зависимость.
Публикация «Статья для педагогов и родителей „Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети интернет“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Мой друг - компьютер
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Фонд развития Интернета с 2005 года стал ориентироваться в своих исследованиях на изучение детской и подростковой аудитории. Крупное исследование «Моя безопасная сеть» было проведено в 2009 году, в нём участвовали пять тысяч школьников, тысяча родителей и тысяча учителей. Результаты исследования показали, что 93% детей считают себя интернет-пользователями и только 30% взрослых считают себя таковыми. В соответствии с полученными данными был зафиксирован межпоколенческий цифровой разрыв, который в нашей стране постепенно сокращается, но до сих пор всё ещё представляет собой серьёзную проблему. Дети в результате цифрового разрыва практически остаются без поддержки взрослых в онлайн-среде. В связи с этим 2009 год был объявлен Годом безопасного Интернета, который проходил при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, других министерств и государственных структур.
Конечно, современному ребёнку профессиональное сопровождение в мире новых технологий необходимо. Стандарт, по которому начали обучаться все первоклассники России, предполагает знакомить их не только с компьютером, но и с современными средствами поиска информации.
К тому же дети уже стали совсем другими. Руки наших детей лучше приспособлены к клавиатуре компьютера или мобильника, чем к завязыванию шнурков и выведению прописей. Психологи считают, что у них меняются даже высшие психические функции. По-другому начинает функционировать память: запоминается не содержание, а «места», где можно найти ту или иную информацию. Меняется внимание – есть данные, что средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась в десятки раз по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. Зато появилась ошеломляющая взрослых многозадачность: умение одновременно делать несколько дел, например, вести с кем-нибудь диалог в чате, скачивать музыку, смотреть фильм, отвечать на SMS-сообщения по мобильному телефону и одновременно писать заданное на дом сочинение. Этот феномен характерен для представителей цифрового поколения.
Мы все с ужасом понимаем, что Интернет опасен. Но чувствуют ли эту опасность дети? Свыше 70% опрошенных подростков признали, что Сеть опасна. При этом юные пользователи испытывают во Всемирной паутине любопытство, радостное волнение, даже счастье. И они же признают: да, Интернет опасен. В нём рискуешь столкнуться с агрессией, экстремизмом, конфликтностью, порнографией.
Фондом развития Интернета открыта линия помощи «Дети онлайн». Научно-методическую поддержку ей оказывает факультет психологии МГУ и Федеральный институт развития образования Минобрнауки России. На линию звонят дети, а так же родители, воспитатели, учителя.
Колоссальное влияние на умы детей и подростков имеют компьютерные игры. Когда ребёнок играет в компьютерные игры, у него формируются совсем иные жизненные взгляды и принципы бытия. Так как игра и реальность в сознании игрока могут слиться воедино, то у подростка происходит нарушение элементарного чувства самосохранения, в результате чего юный геймер, вполне вероятно, попробует совершить виртуальные подвиги и в реальной жизни. И какое воздействие на психику и восприятие ребёнком жизни может иметь игра, в которой перед игроком поставлена одна задача – уничтожить как можно больше врагов? Не приведут ли подобные игры к тому, что из сознания ребёнка уйдёт осознание главнейшей заповеди, которой должен придерживаться человек: «Не убий!»? Многочасовые, ежедневные убийства в виртуальной реальности постепенно снижают и этический запрет на убийство в реальном мире. А в систему ценностей подрастающего поколения всё увереннее входят новые «ценности» – умение ловко обращаться с оружием, точно стрелять и не беспокоиться по поводу тех, кто был убит.
К тому же дети, играя в компьютерные игры, тратят на это время, которое могли бы отдать движению и играм на свежем воздухе, детям до 10 лет компьютерные игры мешают непосредственному ознакомлению с окружающим миром, подавляется интерес к общению и играм со сверстниками. Компьютерные игры препятствуют развитию концентрации внимания и творческого потенциала.
Для каждого детского возраста существует ограничение по времени для любых занятий на компьютере. Дети 5-6 лет могут находиться за монитором не более 35 минут в день, младшие школьники – 40 минут, более взрослым ребятам нельзя проводить за компьютером более 2 часов в день. Если не соблюдать временные нормы и злоупотреблять играми, то у человека возможно развитие болезненной зависимости от компьютерных игр, игромании или «кибернетической лудомании».
Опасна также страстная привязанность человека к неживому другу – монитору. Учёные долго спорили о том, считать ли интернет-зависимость (интернет-аддикцию) психическим расстройством. Китай и Южная Корея давно внесли интернет-зависимость в список психических расстройств. В Китае, например, есть специальные лагеря, где от такой зависимости лечат суровым режимом и физическими нагрузками. В ближайшее время Россия также признает интернет-зависимость заболеванием.
Так как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков? Как защитить ребёнка от нежелательного контента в Интернете и какие могут быть контентные риски? Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на ресурсы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д. Как помочь ребёнку избежать столкновения с нежелательным контентом: приучать ребёнка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации, объяснять детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой, расспрашивать ребёнка об увиденном в Сети, включать программы родительского контроля и безопасного поиска, постоянно объяснять ребёнку правила безопасности в Интернете, стараться сохранять доверительные, дружеские отношения с детьми.
Как научить ребёнка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете? Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг, киберпреследования, кибербуллинг и другое.
Даже если у большинства пользователей чатсистем добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие, как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребёнком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребёнка. Как предупредить груминг: быть в курсе того, с кем контактирует в Интернете ребёнок, регулярно проверять список контактов, объяснять, что нельзя разглашать в сети информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы, пересылать интернет-знакомым свои фотографии, встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения взрослого.
Ещё одной опасностью, с которой сталкиваются дети, посещающие социальные сети является кибербуллинг. Кибербуллинг – преследование при помощи сообщений, содержащих оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Как предупредить кибербуллинг: объяснять детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, не провоцировать их, общаться этично и корректно, научить детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей, стараться следить за тем, что ребёнок делает в Интернете, а также следить за его настроением после пользованием Сетью, сообщить администрации ресурса, если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребёнка.
Когда мы говорим об Интернете, мы должны чётко понимать, что в связи с образованием интернет-среды всё вокруг изменилось, и наши дети, начиная с года, двух, трёх, – дети информационной социализации. Резко изменилось приобщение ребёнка к миру взрослых и миру детей. Современные аналитики называют процесс приобщения детей к миру, культуре процессом информационной социализации.
Одной из ключевых проблем современного образования является отставание учителей от учеников в области овладения информационной культурой. Известный психолог, Лев Выготский, говорил, что существуют два типа понятий: спонтанные житейские понятия и научные понятия. Для детей жизнь в Интернете – это жизнь через спонтанные понятия, опосредованные понятия. Для педагогов воспитателей, это совершенно другое – это обучение.
Важным моментом является то, что мы – жители общества риска, в том числе и наши дети. Как только мы начинаем детей от чего-то оберегать, срабатывает принцип запретного плода. Детей гипнотизирует риск, их к нему тянет. Интернет как сеть характеризует порождение новых реальностей, генеративность, спонтанность, поэтому детям так хочется отправиться на поиски приключений. Движимые благим намерением уберечь ребёнка от риска, мы не можем прогнозировать, чем отзовётся для него наша защита, какие появятся реальности.