Мария Лобанова
Детское экспериментирование — средство развития успешной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Лобанова
Статья «Детское экспериментирование – средство развития успешной личности»
В каждом маленьком ребенке-
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило…
…он ужасно огорчится,
Если что-нибудь случится,
Если что-нибудь случится
В целом мире без него.
Дети- пытливые исследователи окружающего мира.
Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования.
Публикация «Детское экспериментирование — средство развития успешной личности» размещена в разделах
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему?»
• Почему в дырках ничего нет?
• Отчего ветер дует?
• Почему предметы падают вниз?
Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?
В известной китайской пословице сказано: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму.»
Из этого следует, что ребенком усвоится знание крепко и надолго, когда он не только услышит и увидит, но сделает сам.
Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки.
Чем интенсивнее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования решаются следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развитие у детей умений пользоваться предметами - помощниками при проведении опытов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
4. Социально- личностное развитие : коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.
Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно- пространственная среда в группе : исследовательские центы, центры игровой деятельности и т. д.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление нужно придерживаться следующей структуры:
• формулирование проблемы (познавательные задачи)
• выдвижение детьми предположений, отбор
• проверка предположений
• подведение итогов, вывод
• фиксация результатов
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо использовать различные стимулы :
• новизна, необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
Важно помнить: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сможет сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как убедитесь, что ребенок, в силу своего малого возраста и опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Например:
• Когда появляются тени?
• Почему для этого нужно солнце?
• Почему в пасмурный день не работают солнечные часы?
• Почему вечером мы не можем делать отметки на циферблате солнечных часов?
При организации и проведении экспериментирования педагоги должны придерживаться следующих правил:
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности
2. Не регламентировать строго продолжительность опыта
3. Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана
4. Дети не могут работать не разговаривая
5. Необходимо учитывать право ребенка на ошибку
6. Соблюдение правил безопасности
Для экспериментирования в детском саду можно использовать:
• объекты живой и неживой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки, вода, свет
• различные материалы; ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.
• емкости различных форм и размеров : шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
Побуждение ребенка к исследовательской деятельности позволит ему в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опыте.
Список используемой литературы:
1. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий центр «Сфера» 2004 г.
2. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2005 г.
3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.» СПб, 2007 г.
4. Интернет- ресурсы.