Галина Голикова
Статья: Детская акция — инновация в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. И, как говорится, чем раньше – тем лучше. Значит, с самого раннего возраста.
А как приобщить ребенка к природе? Какие есть новые методы и приемы, какие из них наиболее эффективны? Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Важно ещё в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать её, испытывать восторг и восхищение. Порой для этого нужно лишь небольшое усилие – и Красота откроется. Испытав такие чувства, необходимо и нам взрослым, и детям как пища для души, а порой и как лекарство, ребенок становится хранителем природы.
Публикация «Статья: Детская акция — инновация в экологическом воспитании» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В литературе по телевизору я узнаю о проведении разных акций : по уборке территории парков, по защите животных, вижу их результативность. Экологическая акция - ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. А если и мне провести с детьми старшего дошкольного возраста экологическую акцию? И время подошло подходящее - начало весны. Первую акцию я назвала «Берегите первоцветы».
Просто рассказать маленькому ребенку об отношении к цветам – мало эффективно. Ребенок должен прочувствовать, его помощь – быть настоящей. Поэтому так много внимания уделила подготовительной работе с детьми. Знакомила с первоцветами леса и города. Провела циклы наблюдений за ландышами (садовыми и лесными, подснежником, медуницей, которые растут на территории сада, на «Экологической тропе». Любовались их красотой, наслаждались ароматом. Заучивали с детьми загадки, учили стихи. Например:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Е. Серова
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, - он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Е. Серова
Во время цветения ландыша (лесного и садового) обращала внимание детей на то, что садовый ландыш можем сорвать, один-три цветочка, унести домой, подарить маме – это мы его вырастили, а вот лесной рвать нельзя, это растение занесено в Красную книгу. Мои объяснения поняты детям – если унести букет домой, цветы быстро завянут, другой весной уже можно и не встретить здесь эту красоту. Наша задача – сберечь это чудо природы.
Для закрепления знаний проводила дидактические игры, например: «Узнай по описанию», «С какого цветочка листок», нарисовали схемы – правила поведения в лесу. Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада, у нас есть «Экологическая тропа». На экскурсии, проходя по маршруту, дети применили на практике правила поведения, на природе, познакомились с растениями, которые раньше видели только на картинках, практически закрепили правила обращения с незнакомыми растениями. Закрепили все эти знания в играх: «Ядовитое – не ядовитое», «Найди и назови», «Что лишнее?». После экскурсии свои впечатления дети зарисовывали. С родителями провела анкетирование на тему «Первоцветы», предложила тематическую ширму «Первоцветы-вестники весны». Этот материал заставил их другими глазами посмотреть на проблему охраны первоцветов, ведь семья оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения.
И вот наступил самый главный момент - сама акция в защите первоцветов. Родители, братья и сестры, младший воспитатель, дети – все с воодушевлением рисовали плакаты в защиту вестников весны придумывали к ним тексты. А затем торжественно развешивали эти красочные плакаты в защиту первоцветов в своем районе. Данная акция явилась лишь частью той работы по экологическому воспитанию, которая проводилась с детьми нашего дошкольного учреждения.
Формирование человека – сложнейший творческий процесс. И я уверенна в том, что если ребенок не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное в большом. Моя задача: развивать в воспитанниках способность понимать, сочувствовать и любить. И в этом мне большую помощь окажет следующая экологическая акция : «Сбережем нашу красавицу – елку».
Таким образом, дошкольный возраст и с точки зрения экологического образования является уникальной, самоценной и специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться (согласно концепции психологического возраста и концепции амплификации дошкольного детства) как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.