Ирина Калашникова
Актуальность работы по обучению детей плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по обучению детей плаванию в дошкольном учреждении
В системе комплексной физкультурно – оздоровительной работы дошкольных учреждений большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на детский организм помогает предупредить многие проблемы со здоровьем. Закаливающий эффект плавания защитит малыша от бесконечных ОРЗ и детских инфекций.
Темочки:
- Плавание для детей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Занятия плаванием повышает защитные функции свойства иммунной системы организма, увеличивая сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям; возрастает интенсивность обменных процессов в организме.
От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущим только ему особенностями: тело человека при плавании находиться в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Плавание является адекватной для детского организма нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Сердечно – сосудистая система. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а также возможность дозировать нагрузку при плавании благоприятно сказываются на работе сердечно – сосудистой системы. Тело ребенка, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большее количество крови. В свою очередь, давление воды на всю поверхность тела создает благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка.
Органы дыхания. Плавание способствует развитию легких благодаря равномерной нагрузке на мышцы и органы дыхания. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц, которым приходиться преодолевать давление воды на поверхность груди. Выдох, который обычно делают в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» дыхательной мускулатуры укрепляет ее, а это увеличивает подвижность грудной клетки. Занимаясь плаванием, ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Жизненная емкость легких значительно возрастает.
Органы пищеварения. Во время плавания нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функции органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря. Занятия плаванием усиливают обмен веществ, активизируют деятельность органов выделения.
Опорно – двигательный аппарат. Плавание незаменимое средство для создания «мышечного корсета» (когда слабо развитые мышцы спины не держат позвоночник в нужном положении). Позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию. Упражнения, выполняемые в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования осанки у детей. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища разгружается позвоночный столб от давления на него веса тела, становиться возможным, устранение таких нарушений в осанке, как сутулость и сколилоз. Предотвращается развитие плоскостопия, так как непрерывная работа ног в быстром темпе, с постоянным сопротивлением воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формировать и укреплять детские стопы.
Плавание является эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно – двигательного аппарата. Отличное средство лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Способствует уменьшению лишних жировых отложений, что также положительно отражается на осанке ребенка. В тоже время у детей с недостаточной массой тела, эти занятия способствуют увеличению силы и объему мышц, улучшают осанку.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает не только стать здоровым, но и стать сильным, ловким, выносливым. Появляется адекватная самооценка своих плавательных возможностей, устойчивое позитивно – эмоциональное отношение к воде. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Появляются нравственно - волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда он начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть настоящее самоутверждение личности.
Главной целью в обучении плаванию в дошкольном учреждении является, преодоление негативного отношения ребенка к воде, адаптация его к водному пространству, использование плавания в бассейне как средство оздоровления и физического развития. Кроме того, плавание жизненно необходимый навык, предотвращающий несчастные случаи на воде, прекрасное оздоровительное средство и средство отдыха.