Юлия Кулажская
Становление личности ребенка в процессе социализации
Аннотация: в статье обсуждается вопрос о важности игровой деятельности в процессе социализации ребёнка дошкольного возраста
Ключевые слова: социализация, игра, ведущий вид деятельности, социальные нормы, социальный опыт.
Публикация «Становление личности ребенка в процессе социализации» размещена в разделах
С первых дней своего существования человек окружён людьми. С рождения он включён во взаимодействие с социальным окружением, и первый опьт общения приобретает ещё до того, как научится говорить. Взаимодействуя с другими людьми, мы получаем социальный опыт, который становится фундаментом нашей личности. Многие учёные (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Л. Божович, Л. Венгер, Л. Выготский, М. Лисина, Д. Эльконин) утверждают, что первые годы жизни ребёнка - это важный период для интеллектуального, социального, и личностного развития, так как в детском возрасте формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Ребёнок впитывает в себя всё человеческое, путём проб и ошибок, ис-пользуя для этого собственные наблюдения, подражая взрослым. Этот путь очень долог, поэтому роль взрослого крайне важна.
Главный принцип, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по - прежнему отводится игре.
Игра - подлинная социальная практика формирующейся личности. Игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребёнка. Игра, как известно-ведущий вид деятельности дошкольника. П. П. Блонский называет игру «великой учительницей ребёнка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребёнок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего большое значение для формирования фундаментальных качеств личности. Игра подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта ребенка. В игре дети осваивают новые для себя социальные роли, приобретают социальный опыт, самореализуются. Кроме того, в игре ребенок конструирует себя, старается быть лучше. Исторически одной из целей игры является выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Все важнейшие психические новообразования зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре. В играх дети подражают взрослым, принимают на себя различные роли. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д. Б. Эльконин, который в своих работах развивал и продолжал традиции Л. С. Выготского. Принимая на себя в игре различные роли, ребёнок проникается их чувствами, сопереживает. Всё это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. В игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимании, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Когда впервые маленький ребёнок начинает стремиться к тому, что лежит за пределами данной ситуации, в которой он находится, и когда он, преодолевая сопротивления взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения — он уже стал на путь формирования личности.
Главная роль социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного - к людям разных национальностей, бережного и уважительного – к собственным этническим ценностям и историческим достояниям, гуманного к людям, природе, окружающему миру.