Лариса Степанова
Средства коммуникации. Как ребенок учится речевому общению?
▼ Скачать + Заказать документы
В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребенка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребенком как можно больше и чаще" - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.
В каждом слове заключен не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.
Публикация «Средства коммуникации, Как ребенок учится речевому общению?» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогическими "ярлыки" : неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец и т. д.
Один из современных педагогов сравнил ребенка с многооконным домом: какое количество выкликаем, то и отзывается - открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.
Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово".
Многие психотерапевты просят взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям.
"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет тебя любить. ", "Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей. ","Ну разве можно быть таким глупым?", "Ты никогда ничего не понимаешь. " Подобными фразами мы вовсе не воспитываем в ребенке дисциплинированность, это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмется и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов? Сколько репрессивных форм речи? Но при этом считаем, что воспитываем личность.
Уместнее сравнить ребенка с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растет, форма полностью придается извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри.
Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания.
Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.
Ребенок - существо невербальное, здесь нужна "молчаливая педагогика".
Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, понимание речи. А ребенок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы постепенно подтягиваем к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки психики, нервной системы.
Вербализированная форма - это осознание, обозначение того, что придает смысл ситуации. Эмоционально - непосредственная - это её эмоциональное проживание. Вербализированная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста.
Доказано, что существуют два языа общения :
- один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых едениц, фраз.
- второй язык - это язык бессловесный, язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.
Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции. Ребенок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет : каким тоном говорит эта тетя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтет, впитает его разум.
Как ребенок начинает учиться речевому общению?
Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, бабушкой и т. д.) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.
Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребенок хочет быть независимым и защищенным одновременно, он хочет от взрослого понимания. И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, теплый взгляд, улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.
Педагоги хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд еще и не добрый?
Предпостительно, в работе с детьми, пользоваться правилом:"Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь. "
Заметки для воспитателей.
- детей учит то, что их окружает.
- если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
- если ребенку часто демонстрируется враждебность - он учится драться.
- если ребенка часто высмеивать - он учится быть робким.
- если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
- если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
- если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- если с ребенком честны - он учится справедливости.
- если ребенок живет с чувством безопасности = он учится верить.
- если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- если ребенок живет в атмосфере дружбы - он учится чувствовать себя нужным.