Анна Ефимцева
Среднесрочный педагогический проект по адаптации в младшей дошкольной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Ивушка» г. Смоленска
Среднесрочный педагогический проект по адаптации в
младшей дошкольной группе детского сада
«Я иду в детский сад.»
Воспитатели:
Ефимцева А. О.
Ефременко Н. Л.
г. Смоленск 2020г.
Публикация «Среднесрочный педагогический проект по адаптации в младшей дошкольной группе детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
[Тип проекта : Среднесрочный педагогический проект по адаптации в младшей дошкольной группе
Сроки проведения: август- октябрь. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Участники проекта : воспитатели группы №9, музыкальный руководитель, дети младшей группы, родители, узкие специалисты.
Актуальность:
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.
Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого - педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя, напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада :
-предусматривает разработку комплексной системы психолого-педагогического сопровождения;
-позволяет определить роль и задачи педагога-психолога в организации процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) деятельности воспитателей в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) включения родителей в адаптационный процесс;
-позволяет определить разнообразие организационных форм педагогической работы;
-позволяет определить разнообразие методов и приемов педагогической работы, их эффективность;
-предусматривает подбор и использование диагностического инструментария для определения степени адаптации детей к условиям ДОО;
-направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.
И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Ожидаемый результат:
-Благоприятный адаптационный период детей 2 - 3 лет
-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»
-Повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.
-Становление партнёрских, доверительных отношений между МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка» и семьями воспитанников.
-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в
МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»
Цель проекта :создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации.
Задачи, решаемые проектом :
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
-познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения;
-обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
-оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Средства достижения поставленных задач:
-анкетирование родителей
-наблюдения
-беседы
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
-постепенное заполнение группы;
-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
-наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
-составление перспективного плана мероприятий проекта;
-подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр;
-разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
-пополнение предметно - развивающей среды групп раннего возраста;
-разработка анкет, памяток, буклетов, консультаций для родителей.
2этап.
Основной (адаптационно-исследовательский) :
- знакомство с семьей;
-ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
-информационная деятельность:
-организованные тематические встречи;
- беседы с родителями.
-поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
-перевод ребенка на общий режим.
-практическая деятельность с детьми согласно плану адаптации.
-совместное развлечение;
3. Итоговый этап:
-анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»
публикация проекта на Интернет ресурсах
-осеннее развлечение «Осень в гости приходи»
Проектно - тематическое планирование
Август:
- Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта. Разработать педагогический проект для детей раннего возраста
-Обсуждение плана проекта .Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов
-Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации
-Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений
В этот период ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
-приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
-приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
-ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает и остается на 2-3 часа (без родителей) :
-ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
-ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
-ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
-ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Сентябрь
-Родительское собрание «Давайте познакомимся» (воспитатели, родители, заведующий)
- Наглядные формы работы с родителями : уголки для родителей, памятки «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Если ваш ребенок идет в детский сад…», информационные стенды, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, советы родителям в адаптационный период.
-Анкетирование родителей (социальная анкета)
Работа с детьми
Минутки вхождения в день
Игры знакомства:
«Кто в домике живет»
«Загляни ко мне в окошко»
«Чей голосок?»
«Найди игрушку»
Расскажи стихи руками
«Зайка»
«Мишка»
Игровая деятельность:-
- Настольно-печатные «Чей домик»
-Сюжетно-ролевые «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла -Катя собирается в детский сад»
-Пальчиковая игра «Этот пальчик», " Прилетели птицы», «Дом и ворота», «Засолим капусту».
Подвижные игры:
Игра «Покружимся», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Иди ко мне», «У медведя во бору»
Конструктивная деятельность:
- «Дорожка для машины»
-«Дом для Мишутки»
Художественная литература:
-Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки». В. Берестов «Курица с цыплятами», З. Александрова «Прятки».
-Потешки «Ладушки, ладушки!», «Как у нашего кота.», «Петушок, петушок.», «Мы пойдем купаться.»,
. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка».
Художественное творчество: (рисование, лепка, аппликация)
Лепка «Веселые колобки», «Червячок».
Рисование «Полотенца для лесных жителей», «Тучка плачет»,
Аппликация «воздушные шары», «Веселые огоньки»
Уголок книги: подборка книг для детей
Октябрь
Консультации для родителей «Все о кризисе трех лет», «Одежда детей в осенний период». Привлечение родителей к обустройству участка.
Работа с детьми
Минутки вхождения в день:
Игра «Ласковое имя»
«Чьи вещи»
«Иди ко мне»
«Как пройти?»
«Собираем игрушки»
Игровая деятельность:
-«Чудесный мешочек», «Кто где живет», «Чья мама»
-сюжетно - ролевые «Поможем кукле Маше помыть руки», «Кукла Катя поет и пляшет», «Спектакль для куклы Кати», «Найди игрушку»
-пальчиковые игры «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»
Подвижные игры:
-«Топ-топ»,
- «Прятки с мячом»,
-«Зайка серенький сидит»,
-«Надувайся пузырь».
Конструктивная деятельность:
-«Построим башенку»
-«Заборчик для утят»
- «Дом для Мишутки»
- «Кубик на кубик»
Художественная литература:
-Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;
-Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
-Русские народные сказки : «Курочка ряба», «Волк и козлята»;
-Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница».
Художественная творчество:(рисование, лепка, аппликация)
Рисование:«Лучика для солнышка», «Зернышки для петушка», Травка на лугу», «Раскрась репку» и др.
Лепка: Лепка «Крошки для утят», «Горошек для петушка», «Угостим котика пряником» и др.
Аппликация : «Пирамидка», «Грибок» и д. р.
Уголок книги: подборка книг для детей
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик, лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется, педагог машет рукой.
Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи - прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.
Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
Кати мячик! Oй! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: кукла Петрушка (би - ба - бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
Я Петрушка-веселая игрушка! Привет - привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
Давай хлопать в ладошки-хлоп - хлоп - хлоп! А сейчас я песенку спою: ля - ля - ля! Ля - ля - ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
Смотри, какой к нам, пришёл котёнок-маленький, пушистый. Давай погладим котёнка - вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля!
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой!
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котё нком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
В какой руке шарик-угадай! Правильно угадал-вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.
Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает-прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
Потрогай зайчика-вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает, поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке, не достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
Сейчас я спрячусь. Ну - ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу, накиньте платок ему на голову.
Где же наш Ваня? Ваня, ты, где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, обнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.