Елена Швецова
Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП, авторов Колесниковой, Помораевой и Петерсон
Наиболее широкое признание в практической деятельности по ФЭМП в дошкольных учреждениях, получили:
* Парциальная программа «Математические ступеньки», автор Е. В. Колесникова;
* Математический курс «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» по программе «Школа 2000….», автор Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасова.
Публикация «Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП» размещена в разделах
* Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А. входящая в примерную общеобразовательную программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Представленные программы :
• соответствуют ФГОС ДО.
• разработаны с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей;
• достаточно содержательны, предполагают формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
• методики работы данных программ широко используют игровые мотивации и
не предполагают прямого обучения, что повышает активность ребенка в
осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.
Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А
Методика авторов Помораевой И. А. и Позиной В. А. представлена пособиями, которые входят в УМК к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой и рекомендована педагогам, работающим по данной программе.
В основе данной программы лежит методика Метлиной Л. С., благодаря чему в системе работы прослеживается последовательность, системность, четкая конкретика, разнообразие приемов и методов при решении каждой программной задачи.
Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию ЭМП;
Количество занятий, соответствует учебному плану:
Подготовительная группа – 76 занятий в год;
В других возрастных группах – 32 занятия в год.
Для закрепления у детей математических
представлений, предлагается использовать
рабочие тетради - Школа семи гномов:
«Математика для малышей» и
«Математика для дошкольников».
К недостаткам программы можно отнести то, что конспекты для проведения занятий предполагают очень большое количество раздаточного и демонстрационного материала.
Но к сожалению в УМК, данный материал не входит, что значительно
усложняет организацию
педагогической деятельности,
т. к. педагог вынужден
самостоятельно находить
или изготавливать
раздаточный и наглядный
материал.
Парциальная программа «Математические ступеньки»
Данный цикл является авторским, разработан Е. В. Колесниковой и представлен учебно-методическим комплектом по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
По каждой возрастной группе УМК, включает в себя:
Методическое пособие
Рабочие тетради
Демонстрационный материал
Данная программа и учебно-методический комплект по ее реализации соответствует принципу развивающего обучения.
В методическом пособии представлено подробное планирование занятий, которое позволяет педагогу широко использовать словесный, наглядный и проблемно поисковый методы обучения. Каждое занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей, а так же обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для
дальнейшего продвижения «минимум», Использование рабочей тетради и
готового демонстрационного материала намного облегчают педагогу работу по подбору дидактических материалов
Планируя работу по программе Колесниковой педагогам надо иметь в виду, что :
1. В младшей и подготовительных группах, учебная нагрузка не соответствует учебному плану.
Для второй младшей группы автор предлагает только 16 занятий на год, вместо положенных 32.
А в подготовительной группе - 32, вместо положенных 76.
2. Особенностью технологии Колесниковой, является развивающее обучение. В образовательной деятельности отсутствует динамика. В УМК недостаточно внимания уделено практическим методам обучения.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1. Во второй младшей и подготовительной группах, занятия по программе Колесниковой начинать со второй половины учебного года.
в первом полугодии использовать занятия по методике Помораевой и Позиной (16 занятий).
2. При проведении занятий не обязательно строго копировать приведённые в методическом пособии конспекты, а проявлять творческое отношение, вносить изменения и дополнения, проводить обучение с использованием дидактических пособий и игрушек, вовлекать детей в игровые упражнения и задания, требующие выполнения практических действий.
Курс математики «Игралочка»
Разработан авторами Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой. Данный математический блок является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000.» и делится на четыре этапа обучения:
«Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.
«Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.
«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1
«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.
Учебно-методический комплект для каждой возрастной группы представлен следующими пособиями:
методические рекомендации для педагога
рабочая тетрадь для ребенка;
демонстрационный материал
раздаточный материал (на каждого ребёнка
Математический блок программы «Школа 2000.» для дошкольников представляется наиболее насыщенным по сравнению с другими программами данного типа.
Построение занятий по математике, базируется на основных современных подходах к процессу образования: системно-деятельностном; развивающем и личностно-ориентированном.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Работа с детьми по данному курсу ведется на высоком уровне трудности, т. е. в зоне их «ближайшего развития», или «максимума». Начиная с самых первых занятий, детям наряду с более простыми заданиями предлагаются и такие, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение таких заданий формирует у детей
умение преодолевать трудности. В итоге дети, обучающиеся по методике
Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию.