Галина Журавлева
Способы поддержки детской инициативы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Часто возникает вопрос: чем "поддержка детской инициативы" отличается от привычной для педагогов «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Темочки:
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять
в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Все виды деятельности ребёнка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности :
самостоятельные сюжетно-ролевые,
режиссёрские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно
соблюдать ряд общих требований:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям.
Если ситуация подобна той, в которой ребёнок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
Очень важно поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять. Необходимо создавать условия,
чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
• Моделирование различных фигур и устройств.
• Игры, игровые приёмы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно смысловые задания на импровизацию с учётом возможностей детей.
• Игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.
• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
• Создание воображаемых миров.
• Совместное (дети и взрослые) сюжетное сложение с элементами режиссуры.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
• Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
• Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Моделирование.
Использование нетрадиционного конструктора «крышки Агуша»
Данный вид конструирования оказывает огромную помощь:
• в развитии сенсорных представлений (детали разной формы и цвета);
• в развитии и совершенствовании памяти, внимания, мышления, речи, целеустремлённости и усидчивости;
• при тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики при подготовке к письму;
• в сплочении детского коллектива, умении работать в парах и группах: договариваться, делиться, обмениваться.
Помимо моделирования различных плоскостных и объёмных фигур, пластмассовые крышки дети используют при игре в шашки, в «крестики – нолики», как дополнение к сюжетно-ролевым играм.