Мария Воинова Васильева
Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.
Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
Публикация «Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события.
Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования - это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).
Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события).
В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий.
Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине.
Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество.
У детей наблюдаются основные нарушения повествовательности изложения:
- пропуск предложений или даже частей текста;
- перестановка предложений и частей текста;
- смещение рядов последовательности; (когда ребенок начинает рассказ об одном, потом о другом и снова возвращается к предыдущему)
- внедрение в структуру текста описание событий к нему не относящихся.
Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
Структура рассуждения, как и описания, не является жё сткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.
Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребёнка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.
У детей 3-4 лет выявляются трудности при описании профессий людей, животных, частей тела, времени года. Для того чтоб ребенок последовательно составил описательный текст Т. А. Ткаченко предлагает карты-схемы.
Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения. В место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич, сестрица Алёнушка, Снегурушка, а вместо животного предложить сказочный персонаж (Колобок, Мышка-норушка, Серый Волк).
Другим заданием, где используется символика для составления описательных текстов в данном виде деятельности, является сенсорно-графическая схема.
Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми, придумать несложные символические обозначения.
Таким образом, развитие речи младших дошкольников это сложный и длительный процесс, который требует систематичной работы как педагогов, так и родителей. Необходимо научить ребенка как повествованию, так и описанию, рассуждению. Важно научить дошкольников не только задавать вопросы, но и отвечать на них. Развитие речи детей происходит постепенно и большую роль играет окружающий их мир. Объекты природы, явления окружающей действительности являются двигательной силой речевого развития. В процессе ознакомления с окружающим миром развивается и обогащается словарный запас детей, формируются природоведческие понятия и представления, развивается связная речь.