светлана захаркина
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Придумывание загадок
на основе сравнения и по заданию
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти-шестилетними детьми загадки используют особенно широко и разнообразят тематику. В них говорится о животных, птицах, рыбах насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.
Публикация «Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения : «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить.
Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка : купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.
Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».
Дети предлагают:
• «Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои». (Папа)
• «Серый, живёт в лесу ещё и кусается». (Волк)
• «В небе летает, летает, потом на землю падает и
сугробы делает». (Снег)
Придумывание загадок с указанием звука,
который находится в слове-отгадке
Ещё один приём - придумывание загадок с называнием звука, который находится в слове-отгадке.
Сюжеты для таких загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Вот примерные загадки детей :
• «Синего цвета, круглой формы, катится, прыгает, можно бросать в корзину, есть звук «М». (Мяч);
• «Белая, с узорами, на руке тает. Слышится звук «С». Что это?» (Снежинка);
• «Из неё пьём компот, пьём чай с молоком, какао. Слышится звук «Ч». (Чашка);
• «Острая, растёт в земле, оранжевая». В слове звук «М». (Морковь).
Звуковые загадки
Следующий прием – придумывание звуковых загадок. Дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений. Такие загадки развивают фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук, помогают развивать у детей слуховое внимание, закрепляют правильное произношение, способствуют развитию хорошей дикции.
Например, такие загадки придумали наши дети :
З З Ж ЖЗ З
З З З З
З З З З
Кто это? (муха)
С С С С
С С С Ш
Щ ПШ- ФУ!
ПФУ- СЩ-Щ
Что это? (ветер, порывы ветра)
У ЮУ
У У У У У
У У У У
Кто это? (Волк.)
С С Ш С С
Ш Ш Ш Ш
Ш Ш Ш Ш Ш Ш
Кто это? (питон).
Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных!
Список литературы
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. :
Просвещение, 1985.
2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом :
Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М. :
Просвещение, 1991.